Те, кто пытаются доказывать идею о "троице" Библией, любят спекулировать случаем, описанным в Деяниях Апостолов 5:3,4,9. Их логика такова: апостол сперва сказал, что Анания "солгал Святому Духу", а чуть позже сказал, что тот солгал Богу. Значит, заключают они, святой дух является самим Богом, или, другими словами, есть некий Бог по имени "Святой Дух". Он, по их мнению, вместе с еще двумя Богами составляет некий "союз Богов" - одного "Бога".
Для людей не особо сведущих в теологических вопросах сперва напомним: если в вашей Библии фраза "святой дух" пишется с прописными буквами ["Святой Дух"], то это является лишь человеческими предпочтениями переводчиков – значит, переводчики верили в троицу и подчеркивали свою веру в "Бога Святага Духа" заглавными буквами. В языках, на которых писалась Библия, текст выглядел не так, как мы привыкли его читать на русском языке, и там не действовали правила выделять прописными (заглавными) буквами имена или фразу "святой дух" и т.п. А потому, когда Свидетели Иеговы в своем переводе пишут "святой дух" - то есть строчными (маленькими) буквами - то имеют они на то полное право. Пример этого места в оригинале можно посмотреть в Синайском Кодексе:
Итак, сам текст никакими "большими буковками" помочь нам в теологических вопросах не сможет, ибо этих буковок там просто не было. А что же тогда поможет? Только контекст и внимательность. Прочитаем этот отрывок еще раз:
Анания продает свое имущество, и жертвует вырученные деньги апостолам на миссионерские нужды. Но пытаясь впечатлить апостолов, он говорит, что жертвует все деньги, однако это не так. Он обманывает Петра, говоря, что ничего не утаил. На что Петр обвиняет Ананию: ты пытаешься обмануть святой дух? Зачем ты это замыслил? Ведь обманываешь ты не людей, а Бога! То же позже произошло и с женой Анании. Оба, к сожалению, умерли.
Пытается ли Петр нам сообщить здесь, что есть некий "Бог Святой Дух"? Если бы вы к настоящему моменту ни разу не слышали ни о какой теории о "Троице", то с этих слов Петра вы никогда бы этого и не вычитали. К тому же, такая теория толком не объясняет саму фразу Петра - почему он так сказал? Причем тут святой дух, если Анания пытался обмануть апостолов? Ведь Петр явно не считал себя святым духом, и фразой "не людям ты солгал, а Богу" он явно не намекал, что считает себя не человеком, а Богом.
Если предельно кратко и просто пересказать мысль Петра, то сделать это можно так: Анании следовало бы помнить, что перед ним не просто грешные люди, а апостолы, назначенные святым духом. Бог их помазал своим духом и назначил их на служение - служения в качестве апостолов. Они являются представителями самого Бога, а не просто обычными человеками. А в таком случае действует принцип: если ты действуешь против чьего-либо представителя, то тем самым ты действуешь и против того, кого он представляет. Идешь против апостолов? Тем самым идешь против Бога, который назначил их быть апостолами. Идешь против помазанных христиан? Тем самым становишься богопротивником. Интересно, что эта самая мысль появляется снова в этой же самой главе (откройте Деяния 5:39).
Такой же принцип мы видим и в случае с Моисеем: если евреи хулили и противодействовали Моисею, то тем самым они хулили и шли против Иеговы (Числа 12:1-9;14:4,9,11). Почему? Потому что Моисей был представителем Иеговы, и потому Бог принимал действия против Моисея на свой счет. Если ты хулил Моисея, то ты хулил не человека, а Бога (т.е. самого Иегову). Таким был и Корей, который восстал на Моисея, мотивируя это благими мотивами, и одновременно он утверждал, что не восстает против Иеговы (Числа 16:3), но наоборот, действует в интересах Бога. На самом же деле, восстав против назначенного Богом вождя (Моисея) тем самым он восстал и на Бога (Числа 16:11,30). Иуда упоминает о таких как Корей, что они "не уважают власть и оскорбительно говорят о прославленных... (такой была и) бунтарская речь Корея" (Иуды 8,11). Они противились не человеку, а Богу (который назначил этого человека).
О таких людях упоминает и Стефан в Деяния 7:51,52 "вы всегда противились святому духу, как ваши отцы, так и вы". Каким же образом они и их отцы могли противится тому, чего они не могли видеть? Как они противились духу Иеговы? Дальше Стефан поясняет: "кого из пророков не преследовали отцы ваши?" Итак, духу Иеговы они противились тем, что преследовали пророков Иеговы, которых Он назначил своим духом. Таким образом, они противились не человекам, а Богу. Не людям, а духу Иеговы.
Этот же принцип выражен был и Иисусом Христом: если вы действуете против его представителей (его братьев), то тем самым противитесь Иисусу. А если делаете добро братьям Иисуса, то тем самым делаете добро не людям, а Сыну Бога (смотрите Матфея 25:34-46).
Итак, стихи Деяния 5:3,4,9 высказывают ту же простую и понятную мысль: Анания пытался обмануть не просто человеков (апостолов), а дух Иеговы Бога, который их назначил. Идя против Петра - он шел против Бога.
Дмитрий Рубец.
Просто и логично.
ОтветитьУдалить