Свидетелям Иеговы временами приходится слышать упрек со стороны верящих в троицу по этому стиху. У тринитариев логика такова:
т.к. Рим 10:13 явно говорит об Иегове, (там цитируется Иоиль 2:32, НМ: "Но каждый, кто призывает имя Иеговы, спасется"), то значит, делают они вывод, Иегова - это Иисус. Почему? Они продолжают: потому что в контексте 13 стиха говорится о Господе Иисусе, и в продолжение этого в 13 стихе сказано, что его (Иисусово) имя нужно призывать.
Их логика понятна, и по-началу кажется, что так оно и есть, но... лишь до тех пор пока мы не откроем эти главы и не прочитаем их внимательнее. И дело даже не в том, что на самом деле Павел говорит не только о необходимости верить в Иисуса, но и в Бога, который воскресил его (Рим 10:9), что созвучно словам самого Иисуса в Иоанна 17:3 - вера в двух Личностей приносит спасение. Дело вовсе не в этом, а в той теме, которую Павел раскрывает.
Итак, о чем говорит Павел? Именно не о ком, а о чем - какова мысль, которую он в этой главе доказывает слущателю? Это совсем не сложно увидеть. Вот она:
СПАСЕНИЯ ДОСТОЙНЫ НЕ ТОЛЬКО ИУДЕИ И НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ ИЗРАИЛЯ.
Посмотрите 9 главу. Павел обсуждает израильян по плоти, и обещания, которые Бог дал им. Но Бог любит только их? Только им возможно спастись? Неужели у Бога несправедливость? Ни в коем случае! (9:14) Он будет милосерден к тому, кого выберет сам (9:15, 18 стихи). Он считает "сосудами милосердия" и людей из язычников тоже (9:24 стих). Вот доказательство: 9:25,26 - он цитирует книгу Осия. Римлянам 9:30 - люди из язычников тоже достигли праведности. 10 глава: для спасения нужна не национальность, а вера в сердце; не Моисеев Закон - праведности с ним не достигнешь. Именно вера: 10:9, 10 - а она доступна людям всех национальностей.
Римлянам 10:11 снова доказывает: КАЖДЫЙ может спастись. 10:12 - не нужно быть для этого иудеем. И снова: КАЖДЫЙ может спастись - 10:13.
Итак, в Римлянам 10:13 Павел не обсуждает кто есть Бог или кто есть Иисус. Цитату Иоиль 2:32 он приводит для того, чтобы доказать свою мысль: спастись может каждый, а не только евреи. Именно для этого он приводил и стих, цитируемый в 10:11. Та же ситуация и в Рим 9:25,26. И Павел прекрасно это доказал. Действительно: спастись может каждый, и это служило утешением тем, к кому Павел написал это послание - Рим 1:5,6,7. Для надежды на спасение не нужно смотреть на национальность. КАЖДЫЙ, кто призывает имя Иеговы, спасется!
Да, я тоже уловил эту мысль при внимательном чтении.
ОтветитьУдалить