понедельник, 4 ноября 2019 г.

Заслуживают ли доверия труды церковных авторитетов II-IV веков н.э.?



Исследуемый нами отрезок времени мы разделим на три периода, которые историками называются по-разному.

1. Послеапостольский период (примерно 90-140 гг. от Р. Х.).
2. Период греческих апологетов (примерно 130-180 гг. от Р. Х.).
3. Ранний кафолический период (примерно 170-325 гг. от Р. Х.).

Эти даты приблизительны и условны, как и все другие даты до 325 г. в этой книге. Даты часто пересекаются, поскольку писатели и духовные лидеры одного периода уже заканчивали своё служение, в то время как писатели и духовные лидеры другого периода уже начинали своё служение.



Послеапостольский период охватывает собой поколение после смерти в 90-х годах от Р. Х. последнего из апостолов Иоанна. Лидеры этого периода начали своё служение фактически незадолго до этой даты. Однако было бы неверно думать о них, как о прямых продолжателях учения апостолов. Петр и Павел были казнены до 70 г. от Р. Х., вероятно, как и другие апостолы, кроме Иоанна. Их непосредственными учениками и сотрудниками были Варнава, Тимофей, Тит, Марк, а также духовные сыновья и младшие соработники Петра и Павла.

 Приведем список существующих писаний послеапостольского периода

1. Послание Климента, епископа Римского.
2. Семь Посланий Игнатия, епископа Антиохийского.
3. Послание Поликарпа, епископа Смирнского.
4. Пастырь, написанный Ермой.
5. Отрывки сочинений Папия, епископа Иерапольского.
6. Послание Варнавы.
7. Так называемое Учение 12 апостолов или Дидахе[10].
8. Апостольские Постановления.
9. Так называемое Второе Послание Климента, которое в действительности представляет собой проповедь, написанную неизвестным автором.

Авторов этих документов обычно называют "Мужами апостольскими". Их творческая активность пришлась на период времени с 90 по 140 гг., а некоторые писания этой категории авторов датируются 150 г. Большей своей частью эти писания повторяют фразеологию и мысли Нового Завета и мало что предлагают нового к библейскому учению.


В период жизни второго поколения после смерти Иоанна некоторые авторы написали работы, обращенные к неверующим, защищая и отстаивая христианство. Поскольку они писали на греческом языке, их стали называть "греческими апологетами". Творческая активность этих авторов приходится на период с 130 по 180 гг. Их самые ранние работы датируются примерно 150 г.

Вот авторы, чьи работы сохранились с того времени.

1. Маркиан Аристид.
2. Неизвестный автор Послания к Диогнету.
3. Иустин Флавий – самый влиятельный и известный греческий апологет.
4. Татиан Сириец – ученик Иустина.
5. Мелитон, епископ Сардийский, от работ которого остались только фрагменты.
6. Феофил – епископ Антиохийский.
7. Афинагор – насколько известно, Афинский[11].

Мы также располагаем некоторыми незначительными фрагментами работ других авторов. Многие письмена того времени были утеряны.

Греческие апологеты, самым выдающимся из которых был Иустин, старались сделать христианство наиболее приемлемым для своих соотечественников-язычников. Для этого они, насколько это было возможно, соединяли христианское вероучение с греческими философскими теориями, что неизбежно привело к "загрязнению" библейского учения. На этот счет существует следующее единогласное мнение богословов:

"Рационализм и морализм являются характерными чертами христианства, которое представляли апологеты... По своему содержанию их богословие мало чем отличается от идеалистической философии их современников... Произнося суровое осуждение в адрес апологетов, необходимо помнить, что они были вынуждены каждую мысль в защиту христианства формулировать на языке своих оппонентов... Однако их метод представляет собой большую опасность. Со временем способ изложения неизбежно влияет и на содержание. В этом отношении апологеты дали плохой пример последующим поколениям"[12].

"Греческие апологеты..., являясь христианами из язычников и находясь под влиянием своего времени, склонялись к тому, чтобы приспособить христианскую истину к греческой философии... Приняв христианство как новую философию, они не смогли понять его подлинную ценность как религии спасения"[13].

Гарнак и Лоофс полагают, что апологеты полностью отклонились от истинного христианского понимания Евангелия... особенно в своем учении о Логосе... Необходимо согласиться с тем, что они объясняли христианство чаще всего философскими терминами. Для них не было четкого различия между философией и богословием, поэтому их представление об истине, в особенности их учение о Логосе, страдает примесью греческой философской мысли[14].

Авторы раннего кафолического периода основывали свои работы преимущественно на сочинениях апологетов. Мы называем этот период "кафолическим", что в буквальном смысле в переводе с греческого означает "всеобщий, универсальный"[15]. В это время зародилось и, частично, развилось систематическое богословие, которое дало определение всеобщему ортодоксальному христианству в отличие от различных ересей. Мы называем этот период "ранним кафолическим" в отличие от вселенского кафолического периода (325-787 гг.) – эпохи Вселенских Соборов, начавшейся с Никейского Собора (325 г.), на котором церковные лидеры сформулировали и утвердили систему вероучения.

Мы можем классифицировать ведущих писателей раннего кафолического периода на три главные школы по географическому признаку[16].

1. Малая Азия: а) Ириней, который был родом из Малой Азии, но в последствии стал епископом Лиона; б) Ипполит, который учился у Иринея, а позже сам, находясь в оппозиции к епископу Рима, служил в маленькой церкви в предместьях Рима.

2. Александрия: а) Климент, пресвитер местной церкви и руководитель богословской школы в Александрии; б) Ориген, пресвитер местной церкви в Александрии, который преподавал в школе Климента и впоследствии стал её руководителем. Ориген был отлучен от церкви епископом[17].

3. Северная Африка: а) Тертуллиан, пресвитер местной церкви в Карфагене, который отпал от Церкви и присоединился к монтанистам; б) Киприан, ученик Тертуллиана, а позже епископ в Северной Африке.


Мы кратко рассмотрим работы некоторых других писателей этого периода, основное же внимание мы уделим наиболее выдающимся авторам, таким как Ириней, Тертуллиан и Ориген...



Ограничения в изучении древних документов


Важно отметить несколько трудностей, с которыми сталкиваешься при использовании древних документов для определения первоначальных положений учения. Вот они:

1. Всегда есть опасность того, что текст при переписывании был изменен или дополнен (вставками). Рукописи, которыми мы располагаем, датируются сотнями лет позже, чем их оригиналы, а некоторые документы существуют только в переводах. Многие древние переписчики или переводчики имели склонность изменять положения, с которыми они не были согласны, или добавлять некоторые утверждения в переписываемую рукопись, чтобы более четко изложить своё собственное понимание. Некоторые даже признавались в этом сами, говоря, что имели на это право как редакторы. Поэтому было бы неправильным полагаться на какое-то вырванное из контекста высказывание, чтобы определить точку зрения автора. В некоторых случаях мы, возможно, никогда не узнаем точно, что писал и что имел в виду сам автор оригинала.

2. Мы должны принимать во внимание доктринальные пристрастия. Во-первых, многие изменения или вставки были безусловно сделаны переписчиками после того, как учение о триединстве стало общепринятым в IV столетии, поскольку большинство существующих рукописей датируются временем гораздо более поздним. 
Во-вторых, церковные и государственные власти более позднего периода часто уничтожали рукописи, которые были в противоречии с традиционным вероисповеданием. 
В-третьих, преднамеренно или нет, авторы могли неправильно представлять взгляды своих оппонентов, работы которых большей частью не сохранились. Дальнейшее накопление противоречивых высказываний при переписывании вело к еще большему искажению смысла оригинала. Кроме того, во многом справедливо утверждение о том, что история пишется победителями.

3. Существующие документы могут не всегда отражать взгляды обыкновенного верующего того времени. Во-первых, частично сохранившиеся писания, которыми мы сейчас располагаем, наводят нас на мысль о том, что мы не обладаем всем количеством работ, написанных в тот или иной период времени. 
Во-вторых, во многих случаях те люди, которые имели образование, возможность и желание писать, не обязательно были типичными представителями христианства своего времени. Многие существующие документы были написаны людьми, которые не имели или имели очень незначительное служение в своей церкви, а некоторые авторы были даже отлучены от Церкви. Некоторые авторы открыто признают, что большинство верующих противятся их взглядам.

4. Ложные учения существовали с давних пор, о чем говорят многие примеры, предупреждения и предсказания Нового Завета. Древность текста или широкая его распространенность не является критерием чистоты изложенного в нем учения. Более того, Новый Завет был написан до 70 г. от Р. Х., времени, когда все апостолы, кроме Иоанна, умерли. Следовательно, самые ранние богословские работы, не принадлежащие апостолам, были написаны в период между 20-ми и 50-ми годами, причем теми авторами, которые не слишком доверяли служению апостолов и их Посланиям. В то время появилось много ложных учений и ложных пророков, множество церквей отступили от веры (см.: 3 Тим. 1:15; Иоан. 4:1-3; Откр. 2-3).

5. Писания, которые мы будем рассматривать, не являются богодухновенными или безупречными, поэтому было бы ошибочным основывать учение на них, а не на Священном Писании.

...

Что касается толкования сущности Бога, то ни один из писателей II века ясно не выражает учения о Троице, а многие из них отрицают традиционные постулаты триединства, говоря о подчинении одной Божественной личности другой. Как соглашаются сами сторонники триединства, ...даже в III веке большинство сторонников триединства излагали своё учение как веру в трех Богов с подчинением одной Личности другой, что последователи триединства сегодня считают ересью...

Суммируя вышесказанное, следует сказать, что изучение древних произведений не может заменить изучение Писания или значительным образом способствовать его изучению. Мы не можем ссылаться на них как на авторитетные источники или формировать своё учение на их основе. Мы используем их только для того, чтобы установить, какое вероучение доминировало среди христиан в послеапостольские времена.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

[10] E. H. Klotsche, The History of Christian Doctrine, rev.ed. (Grand Rapids: Baker, 1979), 17-18; Heick, 1:44-46.
[11] Klotsche, 23-24; Heick, 1:58-59.
[12] Heick, 1:64-65.
[13] Klotsche, 27.
[14] Louis Berkhof, The History of Christian Doctrines (Grand Rapids: Baker, 1937), 59-60.
[15] Точнее это слово имеет значение "соборный". – прим. ред.
[16] Heick, 1:106.
[17] Ориген был отлучен Александрийскими Соборами и лишен сана в 231 г., после чего он перебрался в Палестину. – прим. ред.


Дэвид К. Бернард "Единство и триединство. Учение о Боге в древних христианских писаниях 100-300 гг. от Р. Х." Введение // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12194, 24.06.2005

1 комментарий:

  1. Привет. Очень интересная цитата [12] автора Heick, 1:64-65. К сожалению не смог определить кто это и откуда цитата. Можно получить какую-либо информацию об источнике? Спасибо

    ОтветитьУдалить

ВИДЕО: Бог не Троица