среда, 25 сентября 2019 г.

Бессмертие души или воскресение мертвых? Во что верили христиане первых веков?


Ранние христианские писатели не делали акцент на «бессмертии души», но только на ожидаемом воскресении мертвых, воссоздании человеческой личности в ее обновленном, искупленном теле...
Так Климент Римский (ум.101г), в своем первом послании пишет: 
«Итак, почтем ли мы великим и удивительным, если Творец всего воскресит тех, которые в уповании благой веры свято служили Ему? Ибо говорится где–то: и Ты воскресишь меня и восхвалю Тебя (Пс. 27:7). И еще: я уснул, и спал, но восстал, потому что Ты со мною (Пс. 3:6). Так же Иов говорит: и Ты воскресишь эту плоть мою, которая терпит все это (Иов. 19:25-26)»
А во втором продолжает ту же мысль: 
«мы, пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти; чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедаться или покаяться»


Такие же настроения мы видим и в трудах Игнатия Антиохийского (ум.107г):
 «Христос истинно воскрес из мертвых, так как Его воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни».

Далее мы видим, что так же твердо стоит на библейской истине Поликарп Смирнский (ум.156г): 
«Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист” (1 Ин.4:3). Кто не признает свидетельства крестной смерти Его, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец Сатаны»
Продолжая, он пишет так:
«Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любил».

Еще, Афинагор Афинский (II в. по Р.Х.) пишет: 
«Если ни природе души самой по себе, ни природе тела отдельно не даровал Бог самостоятельного бытия и жизни, но только людям состоящим из души и тела, чтобы, с теми же частями, из которых они состоят, когда рождаются и живут, по окончании сей жизни они достигали одного общего конца: то душа и тело в человеке составляют одно живое существо, которое испытывает и свойственное душе и свойственное телу».
Отсюда вывод: 
«Существо же, получившее ум и рассудок, есть человек, а — не душа сама по себе; следовательно, человеку должно оставаться всегда и состоять из души и тела; а таким пребывать ему невозможно, если не воскреснет. Ибо если нет воскресения, то не останется природа человеков, как человеков» («О воскресении мёртвых», 15).

Иустин Мученик (ум.165г), живший в то же время, что и Афинагор, в «Диалоге с Трифоном иудеем»
«Если вы встретитесь с такими людьми, которые называются христианами, а этого не признают, и даже осмеливаются хулить Бога Авраамова, Бога Исаакова и Бога Иаковлева, не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами» (гл. 80-я).

После приведенного выше исследования, возникает закономерный вопрос: так на чем же основывается убеждение многих христиан в том, что душа бессмертна, и в момент смерти, сохраняя сознание, отделяется от тела и переносится в загробный мир? На весьма сомнительных поздних апокрифах явного языческого происхождения – в основном, апокалипсисах Петра, Павла, богородицы — последний вообще целиком посвящен описанию адских мучений.
Эти описания весьма непохожи на свидетельства Библии как по смыслу, так и по своей направленности (у их автора было не иррациональное мышление авторов Библии, а логическое, философское). Но тот, кто все это сочинил, и не склонен был подражать Слову Божьему. Он подражал известным языческим мифам, произведениям античной классической литературы – Одиссее, Энеиде, мифам Платона, пифагорейским сказаниям.
Пожалуй, следует отметить, что все истории о загробном воздаянии имеют явную генетическую связь. Их сочинители помещали в ад ненавистных им людей. В греческих историях это герои мифов, в образах которых видны намеки на современников сочинителя. В позднем «аде», описанном Данте, автор уже не прибегает к образам, а напрямую расправляется с неприятными ему личностями.
Все истории о вечных адских муках, якобы ждущих грешников в вечности, преследуют чисто утилитарные цели – воздействие на людей, с целью ограничить внешние проявления греха. Каждый грешник в них найдет описание того, что ждет его после смерти, если он не исправится. Библия не разделяет такой подход, так как Бог желает не внешнего приличия людей, а их глубокого и основательного обращения, «рождения свыше». Поэтому Христос не обращал людей в страх примерами загробного воздаяния, а явил им пример собственной любви: 
«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Иоан.15:9)
Поэтому, я думаю, нет никакого смысла забыть свидетельство Библии и ранних христиан о воскресении мертвых и заменить его языческим учением о бессмертии души, которое истоками уходит к древним мифам, легендам и неканоническим писаниям, в которых искажается суть характера Бога.

Список литературы:
1) Писания мужей апостольских /[предислов.Р.Светлова]. – Спб.: Амфора. 2007. – 474с. (Серия «Александрийская библиотека»).
2) Сочинения Св. Иустина, Философа и мученика. М.: «Университетский типограф», 1892. с. 132-362.
3) Святитель Афанасий Великий. Творения в 4-х томах. Том III.— М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.— С. 178–251.

(Константин Буд-Гусаим,  АСД)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Я и Отец - одно (Иоанна 17:11,21)

  https://www.youtube.com/watch?v=NYKS5zHdSHA