Евгений Владимиров
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ
2. ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОПИСИ
3. ЯЗЫЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ НА ИКОНАХ
4. КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ "ХРИСТИАНСКИЕ" ИКОНЫ
5. ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН РАСЦВЕТА ИКОНОПОЧИТАНИЯ
6. АРГУМЕНТЫ ИКОНОПОЧИТАТЕЛЕЙ
В данной небольшой статье приводится «рабочий» материал, который поможет христианину аргументировано объяснить представителю православной религии почему практика иконопочитания имеет языческое происхождение и несовместима с учением Священного Писания. Также в статье разобраны главные аргументы в защиту иконопочитания, которые христиане могут услышать от своих православных собеседников.
1. ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ
Никаких изображений в поклонении Создателю -
1. ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ
2. ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОПИСИ
3. ЯЗЫЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ НА ИКОНАХ
4. КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ "ХРИСТИАНСКИЕ" ИКОНЫ
5. ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН РАСЦВЕТА ИКОНОПОЧИТАНИЯ
6. АРГУМЕНТЫ ИКОНОПОЧИТАТЕЛЕЙ
В данной небольшой статье приводится «рабочий» материал, который поможет христианину аргументировано объяснить представителю православной религии почему практика иконопочитания имеет языческое происхождение и несовместима с учением Священного Писания. Также в статье разобраны главные аргументы в защиту иконопочитания, которые христиане могут услышать от своих православных собеседников.
1. ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ
Никаких изображений в поклонении Создателю -
«Не делай себе кумира (פֶּסֶל — истукан) и никакого изображения того, что
на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им
и не служи им»
Исх.20:4-5 (СП).
«Когда Господь говорил вам из огня, вы слышали голос Говорившего, но образа не видели никакого, только голос слышали.
Вы ведь не видели никакого образа, когда Господь говорил с вами из огня на Хориве, посему остерегайтесь, чтобы вам не совратиться и не сотворить себе кумира в образе каком идольском: в подобии мужчины ли, женщины»
Втор.4:12,15-16 (Пер. Кулакова).
«Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш.» Лев.26:1 (СП).
Бог не даёт своей славы образам и истуканам -
«Я – Господь (Иегова), таково Мое имя, славы Своей не уступлю другому, хвалы, что Мне принадлежит, не отдам истуканам» Ис.42:8 (Пер. Кулакова).
Поклонение изображениям является мерзостью -
«и видели мерзости их и кумиры их, деревянные и каменные, серебряные и золотые, которые у них» Втор.29:17 (СП).
«Тогда Он сказал: «Ступай и посмотри, какие гнусные мерзости они творят здесь!»Я вошел и увидел: всюду на стенах были вырезаны изображения ползучей живности, мерзкого скота и всяких идолов народа Израилева.
Перед ними стояли семьдесят человек из старейшин израильских, был среди них и Яазанья, сын Шафана, – и у каждого в руке курильница, и дым от благоуханного курения поднимался вверх.
Исх.20:4-5 (СП).
«Когда Господь говорил вам из огня, вы слышали голос Говорившего, но образа не видели никакого, только голос слышали.
Вы ведь не видели никакого образа, когда Господь говорил с вами из огня на Хориве, посему остерегайтесь, чтобы вам не совратиться и не сотворить себе кумира в образе каком идольском: в подобии мужчины ли, женщины»
Втор.4:12,15-16 (Пер. Кулакова).
«Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш.» Лев.26:1 (СП).
Бог не даёт своей славы образам и истуканам -
«Я – Господь (Иегова), таково Мое имя, славы Своей не уступлю другому, хвалы, что Мне принадлежит, не отдам истуканам» Ис.42:8 (Пер. Кулакова).
Поклонение изображениям является мерзостью -
«и видели мерзости их и кумиры их, деревянные и каменные, серебряные и золотые, которые у них» Втор.29:17 (СП).
«Тогда Он сказал: «Ступай и посмотри, какие гнусные мерзости они творят здесь!»Я вошел и увидел: всюду на стенах были вырезаны изображения ползучей живности, мерзкого скота и всяких идолов народа Израилева.
Перед ними стояли семьдесят человек из старейшин израильских, был среди них и Яазанья, сын Шафана, – и у каждого в руке курильница, и дым от благоуханного курения поднимался вверх.
Затем Он спросил меня:
«Ты видишь, смертный, чем израильские старейшины занимаются во тьме, в покоях
своих перед изображениями идолов?!»
Иез.8:9-12 (Пер. Кулакова).
«Выбросишь тогда, как скверну всякую, идолов посеребренных, статуи позолоченные, как женщина выбрасывает вещи после истечений, и скажешь им: Вон отсюда!»
Ис.30:22 (Пер. Кулакова).
«Кузнец из железа выкует топор, раскалив его на углях, молотком придаст ему форму, силы свои вложит в это дело, проголодается и устанет, от жажды изнеможет.
Резчик проведет линию, острием наметит очертания, вырежет резцом и обточит, придаст сделанному образ привлекательного человека, чтобы поместить его в святилище.
Рубит он себе кедры, выбирает дубы и кипарисы, дает им вырасти в лесу или сажает сосну, чтобы вытянулась она под дождями.
Что-то из этого дерева пойдет на обогрев человеку: возьмет он немного, чтобы развести огонь, согреться и хлеба испечь; а из остального сделает для себя божка и станет ему поклоняться, вытешет истукана и падет перед ним.
Половина дров уйдет на костер, на них он зажарит мясо. Когда же насытится, согреется он, скажет: «Ну вот, тепло мне теперь, смотрю на огонь и радуюсь».
А из остатков дерева сделает себе бога, истукана, чтобы перед ним простираться, и падет пред ним с мольбою: «Спаси меня! Ты – бог мой!»
Не знают они ничего, не понимают, закрыты глаза их – не видят, а ум – не разумеет.
Такой никак не возьмет в толк, не поймет и не догадается спросить у себя: Если из половины я развел костер, на углях испек хлеб, зажарил мясо и наелся, зачем же из остатка делать мерзость, к чему поклоняться деревяшке?» Ис.44:12-19 (Пер. Кулакова).
Изображение созданное для поклонения является идолом -
«Идолы их, серебро и золото, – изделие рук человеческих» Пс.113:12 (Пер. Кулакова).
«не счесть на их земле истуканов бездушных – поклоняются они изделию рук своих, тому, что вылепили их пальцы.» Ис.2:8.
Поклонение изображениям духовный блуд -
«Взяла ты и украшения из Моего золота и серебра, те самые, которыми Я тебя одарил, сделала из них идолов и блудила с ними» Иез.16:17 (Пер. Кулакова).
«Ты обещала: „Не буду служить идолам“. А на каждом высоком холме и под каждым раскидистым деревом ты блудила» Иер.2:20 (Пер. Кулакова).
«Безоглядным блудом своим и она осквернила землю и прелюбодействовала с идолами из камня и дерева.» Иер.3:9 (Пер. Кулакова).
Любые изображения Бога являются ложью. Сделать изображение Бога невозможно -
«Кому вы уподобите Бога? С кем Его сравните? С идолом? Но ведь мастер его отливает, ремесленник покрывает золотом, серебряными цепочками обвешивает.
А кто совсем не богат, тот выбирает себе крепкое дерево, находит искусного мастера, чтоб вытесал идола попрочнее.» Ис.40:18-20 (Пер. Кулакова).
«Кому уподобите Меня, кто Мне равен? С кем сравните, чтобы и вправду были мы схожи? Высыплют люди из кошелька золото, выложат на весы серебро, наймут золотых дел мастера, чтобы сделал им бога, и падут перед идолом ниц;
возьмут его на плечи и понесут, поставят на особое место – так и стоит он, с места не сойдет, ни на какие мольбы не ответит, ни от какой беды не избавит.»
Ис.46:5-7 (Пер. Кулакова).
«Бога никто и никогда не видел» 1Ин.4:12 (Пер. Кулакова).
«Прок какой в изваянии, которое создал ремесленник? Или в литом истукане, что учит лжи? А ведь их создающий в них верит, хотя и делает лишь идолов безгласных.»
Авв.2:18 (Пер. Кулакова).
«каждый плавильщик посрамлен своим идолом: литое изваяние его – обман, жизни в нем нет.» Иер.10:14 (Пер. Кулакова).
Когда Иисус молился Небесному Отцу, перед ним не было каких либо изображений -
«Иисус поднял взор Свой к небу и стал молиться…» Ин.17:1 (Пер. Кулакова).
«Иисус взял пять хлебов и две рыбы, поднял глаза к небу и произнес благодарственную молитву» Матф.14:19 (Пер. Кулакова).
Во время личной молитвы Бог остаётся невидимым -
«А ты, когда молишься, войди в свою комнату и, затворив за собой дверь, помолись Отцу своему, Который и в тайном месте присутствует; и Отец твой, видящий тайное, Он воздаст тебе» Матф.6:6 (Пер. Кулакова).
Первые христиане не молились перед образами -
«Они же, выслушав их рассказ, объединились в молитве и воззвали к Богу…»
Деян.4:24 (Пер. Кулакова).
«Когда время нашего пребывания там закончилось, мы отправились в путь, а ученики с женами и детьми провожали нас, пока мы не вышли из города. На берегу мы преклонили колени и помолились» Деян.21:5 (Пер. Кулакова).
«Дети! храните себя от идолов» 1Ин.5:21 (СП).
Слово Бога проклинает изготовителей икон -
«Проклят будет всякий, кто сотворит кумира, образ кого бы то ни было, мерзость Господу, изделие рук искусного мастера, и поставит его для поклонения в месте каком-нибудь потаенном! И весь народ пусть скажет: Аминь! Воистину так!» Втор.27:15 (Пер. Кулакова).
«Все, кто идолов ваяет, – ничтожны, кумиры их любезные пользы им не приносят; и свидетели их не видят того и не знают, потому и ждет их позор. Кто делает божка, идола отливает, – всё без толку, –позор того ждет, и всех, кто с ним заодно. Те ремесленники, обыкновенные люди, пусть все они соберутся, встанут рядом, – они ужаснутся и разом позору преданы будут.» Ис.44:10-11 (Пер. Кулакова).
«Посрамлены все, чтущие изваяния идолов, все гордящиеся бездушными истуканами своими» Пс.96:7 (Пер. Кулакова).
2. ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОПИСИ
Гиббон. Э. Религии мира Т1. Стр. 79,80 -
«Техника иконы также зародилась в Египте. Исконному белому левкасу под красочным слоем соответствует у египтян слой тонкого известкового грунта;
те же минеральные красители входят в состав красок; также последовательно используется локальный (однородный, в пределах красочного поля) цвет..
Возникновение иконы церковная археология издавно связывает с египетскими фаюмскими портретами начала новой эры, которые в конце 19 века были найдены в оазисе Файюм в Египте.
Египтяне тогда упростили погребальный обряд, заменив прежние саркофаги дощечками с портретами усопших-несколько идеализированными изображениями людей, которые уже стали сопречастны вечности. Для египетской традиции характерны плоскость, графичность живописи ликов изображенных на иконах. Очевидно и сам принцип построения пространства на иконе-отсутствие линейной перспективы, изображение строений как бы в плане и т.д. восходят к египетской традиции.»
3. ЯЗЫЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ НА ИКОНАХ
Нимб
Условное обозначение сияния вокруг головы. Один из древнейших языческих символов, важнейшая составляющая в изображении солнечных богов.
В древней Греции атрибут богов олимпа. В индуизме и буддизме широко использовался ещё до н.э. и его можно увидеть на изображениях Брамы, Шивы, Будды, Кали и мн. др.
Иез.8:9-12 (Пер. Кулакова).
«Выбросишь тогда, как скверну всякую, идолов посеребренных, статуи позолоченные, как женщина выбрасывает вещи после истечений, и скажешь им: Вон отсюда!»
Ис.30:22 (Пер. Кулакова).
«Кузнец из железа выкует топор, раскалив его на углях, молотком придаст ему форму, силы свои вложит в это дело, проголодается и устанет, от жажды изнеможет.
Резчик проведет линию, острием наметит очертания, вырежет резцом и обточит, придаст сделанному образ привлекательного человека, чтобы поместить его в святилище.
Рубит он себе кедры, выбирает дубы и кипарисы, дает им вырасти в лесу или сажает сосну, чтобы вытянулась она под дождями.
Что-то из этого дерева пойдет на обогрев человеку: возьмет он немного, чтобы развести огонь, согреться и хлеба испечь; а из остального сделает для себя божка и станет ему поклоняться, вытешет истукана и падет перед ним.
Половина дров уйдет на костер, на них он зажарит мясо. Когда же насытится, согреется он, скажет: «Ну вот, тепло мне теперь, смотрю на огонь и радуюсь».
А из остатков дерева сделает себе бога, истукана, чтобы перед ним простираться, и падет пред ним с мольбою: «Спаси меня! Ты – бог мой!»
Не знают они ничего, не понимают, закрыты глаза их – не видят, а ум – не разумеет.
Такой никак не возьмет в толк, не поймет и не догадается спросить у себя: Если из половины я развел костер, на углях испек хлеб, зажарил мясо и наелся, зачем же из остатка делать мерзость, к чему поклоняться деревяшке?» Ис.44:12-19 (Пер. Кулакова).
Изображение созданное для поклонения является идолом -
«Идолы их, серебро и золото, – изделие рук человеческих» Пс.113:12 (Пер. Кулакова).
«не счесть на их земле истуканов бездушных – поклоняются они изделию рук своих, тому, что вылепили их пальцы.» Ис.2:8.
Поклонение изображениям духовный блуд -
«Взяла ты и украшения из Моего золота и серебра, те самые, которыми Я тебя одарил, сделала из них идолов и блудила с ними» Иез.16:17 (Пер. Кулакова).
«Ты обещала: „Не буду служить идолам“. А на каждом высоком холме и под каждым раскидистым деревом ты блудила» Иер.2:20 (Пер. Кулакова).
«Безоглядным блудом своим и она осквернила землю и прелюбодействовала с идолами из камня и дерева.» Иер.3:9 (Пер. Кулакова).
Любые изображения Бога являются ложью. Сделать изображение Бога невозможно -
«Кому вы уподобите Бога? С кем Его сравните? С идолом? Но ведь мастер его отливает, ремесленник покрывает золотом, серебряными цепочками обвешивает.
А кто совсем не богат, тот выбирает себе крепкое дерево, находит искусного мастера, чтоб вытесал идола попрочнее.» Ис.40:18-20 (Пер. Кулакова).
«Кому уподобите Меня, кто Мне равен? С кем сравните, чтобы и вправду были мы схожи? Высыплют люди из кошелька золото, выложат на весы серебро, наймут золотых дел мастера, чтобы сделал им бога, и падут перед идолом ниц;
возьмут его на плечи и понесут, поставят на особое место – так и стоит он, с места не сойдет, ни на какие мольбы не ответит, ни от какой беды не избавит.»
Ис.46:5-7 (Пер. Кулакова).
«Бога никто и никогда не видел» 1Ин.4:12 (Пер. Кулакова).
«Прок какой в изваянии, которое создал ремесленник? Или в литом истукане, что учит лжи? А ведь их создающий в них верит, хотя и делает лишь идолов безгласных.»
Авв.2:18 (Пер. Кулакова).
«каждый плавильщик посрамлен своим идолом: литое изваяние его – обман, жизни в нем нет.» Иер.10:14 (Пер. Кулакова).
Когда Иисус молился Небесному Отцу, перед ним не было каких либо изображений -
«Иисус поднял взор Свой к небу и стал молиться…» Ин.17:1 (Пер. Кулакова).
«Иисус взял пять хлебов и две рыбы, поднял глаза к небу и произнес благодарственную молитву» Матф.14:19 (Пер. Кулакова).
Во время личной молитвы Бог остаётся невидимым -
«А ты, когда молишься, войди в свою комнату и, затворив за собой дверь, помолись Отцу своему, Который и в тайном месте присутствует; и Отец твой, видящий тайное, Он воздаст тебе» Матф.6:6 (Пер. Кулакова).
Первые христиане не молились перед образами -
«Они же, выслушав их рассказ, объединились в молитве и воззвали к Богу…»
Деян.4:24 (Пер. Кулакова).
«Когда время нашего пребывания там закончилось, мы отправились в путь, а ученики с женами и детьми провожали нас, пока мы не вышли из города. На берегу мы преклонили колени и помолились» Деян.21:5 (Пер. Кулакова).
«Дети! храните себя от идолов» 1Ин.5:21 (СП).
Слово Бога проклинает изготовителей икон -
«Проклят будет всякий, кто сотворит кумира, образ кого бы то ни было, мерзость Господу, изделие рук искусного мастера, и поставит его для поклонения в месте каком-нибудь потаенном! И весь народ пусть скажет: Аминь! Воистину так!» Втор.27:15 (Пер. Кулакова).
«Все, кто идолов ваяет, – ничтожны, кумиры их любезные пользы им не приносят; и свидетели их не видят того и не знают, потому и ждет их позор. Кто делает божка, идола отливает, – всё без толку, –позор того ждет, и всех, кто с ним заодно. Те ремесленники, обыкновенные люди, пусть все они соберутся, встанут рядом, – они ужаснутся и разом позору преданы будут.» Ис.44:10-11 (Пер. Кулакова).
«Посрамлены все, чтущие изваяния идолов, все гордящиеся бездушными истуканами своими» Пс.96:7 (Пер. Кулакова).
2. ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОПИСИ
Гиббон. Э. Религии мира Т1. Стр. 79,80 -
«Техника иконы также зародилась в Египте. Исконному белому левкасу под красочным слоем соответствует у египтян слой тонкого известкового грунта;
те же минеральные красители входят в состав красок; также последовательно используется локальный (однородный, в пределах красочного поля) цвет..
Возникновение иконы церковная археология издавно связывает с египетскими фаюмскими портретами начала новой эры, которые в конце 19 века были найдены в оазисе Файюм в Египте.
Египтяне тогда упростили погребальный обряд, заменив прежние саркофаги дощечками с портретами усопших-несколько идеализированными изображениями людей, которые уже стали сопречастны вечности. Для египетской традиции характерны плоскость, графичность живописи ликов изображенных на иконах. Очевидно и сам принцип построения пространства на иконе-отсутствие линейной перспективы, изображение строений как бы в плане и т.д. восходят к египетской традиции.»
3. ЯЗЫЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ НА ИКОНАХ
Нимб
Условное обозначение сияния вокруг головы. Один из древнейших языческих символов, важнейшая составляющая в изображении солнечных богов.
В древней Греции атрибут богов олимпа. В индуизме и буддизме широко использовался ещё до н.э. и его можно увидеть на изображениях Брамы, Шивы, Будды, Кали и мн. др.
После 4 века появляется в имперской церкви вместе с первыми иконами. Очевидно, что нимб был заимствован из изображений языческих богов, особенно из иконографии митраизма, конкурировавшего с христианством в римской империи.
Жесты рук и пальцев
Мудры ( с санскрита - символ, знак, жест пальцами, отпечаток).
В восточных религиях расположения рук и пальцев в ходе выполнения ритуальных практик.
В Индуизме считается, что мудры - даже более важные и мощные практики, чем асаны и пранаямы, так как они помогают пробудить в человеке спящую силу - кундалини шакти.
Произношение мантр во время мудры, увеличивает их эффективность.
Считается, что сам "господь" Шива рассказал о йоге и мудрах своей супруге и ученице Парвати: "О Дэви, я рассказал тебе о мудрах, знание которых подарит тебе все сиддхи (силы)". (Гхеранда-Самхита).
Как в этом не трудно убедиться, мудры, о которых впервые поведал Шива, можно увидеть на каждой православной иконе.
Всевидящее око
В православии изображается в виде глаза в треугольнике или в виде иконы, на которой изображено солнце с четырьмя глазами.
На самом деле, «всевидящее око» - древнейший языческий символ, известный как «глаз Гора», который стал одним из иконографических образов в православии. Также, в оккультизме и сатанизме, глаз в треугольнике – является символом всеведенья сатаны.
Пентаграмма
Первые пентаграммы датируются 3500г до Р.Х.
Египтяне называли пентаграмму звездой псоглавого Анубиса и звездой Исиды.
Этот знак активно используется в языческих религиях, оккультизме, сатанизме, а также в православной иконописи.
«Первые христиане, как известно, не имели своих храмов, не писали икон..
Первые христиане не знали икон в нашем понимании этого слова..
Самые ранние из них (икон) найдены были в монастыре св.Екатерины на Синае и относятся к 5-6вв..» (Языкова И.К. Богословие иконы. Гл. Слово и образ, художественный и символический язык иконы. Издание РПЦ МП)
«Почитание икон установилось в церкви не сразу…В древнейших известных нам росписях нет икон в собственном смысле слова. Отчасти то были символические знаки (якорь, голубь, рыба) и аллегории-чаще всего евангельские притчи»
(Флоровский Г.В. Восточные отцы 5-8 веков. Стр 247,248. Паломник 1992г. Издание РПЦ МП)
«В ранних (христианских) мозаических циклах нет изображения Божества в человеческом образе..В них стены и своды покрыты изображениями птиц, животных, цветов, пейзажей, орнаментов..Человеческая фигура в таких композициях мало заметна и никогда не олицетворяет христианскую святыню»
(Культура Византии 4-7 века. Отв. Редактор З.В Удальцова. Изд.наука, М. 1984, стр 553.)
«В 4веке прокладывают себе путь с большим трудом, но все-таки постепенно вводятся иконы Спасителя, Божьей матери, Апостолов и святых, не в смысле портретов или исторических картин, а в смысле предметов для поклонения»
(Поснов М.Э. История христианской церкви до разделения церквей-1054г.
Изд. Жизнь с Богом, Брюссель 1964г, стр491.)
«Епифаний Кипрский (жил в 4 веке) в Анаблате (Палестина) не в своей епархии увидел в церкви завесу с изображением человека. Епифаний разорвал эту завесу и отдал её на покрытие гроба какого-то нищего, а в церковь подарил новый кусок материи» (Карташев А.В. Вселенскик соборы. Изд. Республика 1994г. Стр 457.)
«В своем завещании Епифаний Кипрский просит не вносить изображения ни в церкви, ни в усыпальницы» (Флоровский Г.В. Восточные отцы 6 века. Изд. Паломник. 1992г. Стр 1999.)
На западе Испании, на Эльвирском соборе (300г) было принято постановление против стенной живописи в церквях. Были запрещены любые изображения из за угрозы их почитания.
Прошло семьсот лет после Христа и апостолов прежде, чем появились первые церковные решения о почитании икон.
В 7 веке, в Византийской империи, иконопочитание уже пустило глубокие корни. Но оказалось, не все были убеждены, что иконопочитание угодно Богу. Поэтому потребовалось решение собора, чтобы утвердить иконопочитание. В 691 году на Трульском соборе впервые утверждалась официально практика поклонения иконам. (82 правило Трульского собора)
Но только лишь после 7 Вселенского собора (787 г), иконопочитание окончательно утверждается в Византии.
Когда во Франции и Германии услышали о постановлении 7 Вселенского собора, там не согласились с его решениями и собрали свои ответные соборы. В Германии Франкфуртский собор против иконопочитания был созван в 794 году. Во Франции Парижский собор, также иконоборческий, был созван в 825 году.
5. ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН РАСЦВЕТА ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Одним из очевидных парадоксов в истории иконопочитания является тот факт, что эпоха, когда создавались самые изощренные теории в защиту поклонения иконам, была эпохой, когда в наибольшей степени совершалось глумление над человеческим образом в православной Византии. Невозможно найти в истории другую цивилизацию, в которой бы так любили увечить человеческие лица!
Самым распространенным явлением в те времена было выкалывание глаз у людей, отрезание ушей и носа. И этому подвергались не только преступники или политические противники, но и императоры, свергнутые с престола. Сколько их сошло в могилу с обезображенными лицами и изувеченными телами!
Из 86 императоров, восседавших на византийском престоле, едва ли два десятка умерли своей смертью. Причем по Византийской традиции, уродовали и убивали не только самих императоров, но и всех их близких и дальних родственников, включая младенцев.
Эпоха торжества иконопочитания была одновременно и эпохой наибольших издевательств над простым народом.
Юстиниан I в 532 году руками своих полководцев Визария и Нарзеса, истребляет на ипподроме в Константинополе около тридцати тысяч человек. А произошло это по причине восстания населения, доведенного до отчаянного состояния поборами и вымогательствами императорского министра финансов Иоанна каппадокийца.
Ещё не успели, как говорится, остыть тела убитых, как в 536 году тот же император Юстиниан I торжественно отпраздновал посвящение центрального собора св. Софии, где были собраны невиданные до тех пор украшения из золота и серебра, драгоценных камней и мрамора. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи! Естественно эти средства были добыты за счет насильственного ограбления простых людей.
Войдя в построенный собор, Юстиниан воскликнул : « О Соломон! Я превзошёл тебя!» (История христианства. А.В. Карев, К.В. Сомов, Лекция 6).
Войска Юстиниана истребили целые народы, в том числе вандалов в Африке, остготов в Италии, самарян в Палестине.
Юстиниан II , который считал своим династическим знаменем иконопочитание, начал своё правление как раз после того, как Трульский собор утвердил иконопочитание и он поддерживал постановление этого собора.
Ввиду дворцового переворота он был лишен власти и сослан в Крым. Жители Крыма не оказали ему тех почестей, которых он хотел.
Но вскоре Юстиниан II сговорившись с варварами, кочевавшими поблизости, отправился снова в Константинополь, чтобы вернуть себе престол. Пробравшись ночью с группой воинов в город, он открыл одни из ворот и толпы его единомышленников ворвались в спящие кварталы Константинополя. На утро жители столицы должны были присягнуть вернувшемуся Юстиниану. Для этого на огромном ипподроме перед тысячами людей он велел привести своих политических противников. Здесь он топтал их ногами, велел их увечить и затем отрубить им головы. Эти головы он сделал подножием своего престола, на котором восседал. Он также решил наказать и жителей Крыма, не оказавших ему почестей. Для этого он отправил огромный флот, который совершил массовую резню мирных жителей. Но этого показалось мало императору. Когда он услышал, что его воины щадят детей, то потребовал привезти всех детей в Константинополь для особой расправы. Посланный флот не вернулся в столицу. Более 70 000 человек утонули во время бури в море. Услышав об этом, Юстиниан сожалел, что те, которых он хотел жестоко увечить по традициям православной империи, отделались легкой смертью. (Волкославский Р. Н. Сущность иконопочитания. Иконоборцы и иконопочитатели в средние века 726 — 843 гг.)
В 787 году по инициативе императрицы Ирины и патриарха Тарасия, возведённого ею перед этим на патриарший престол, был созван 7 «Вселенский» собор , который утвердил обязательное иконопочитание на всей территории Византийской империи.
Вскоре после собора началась жестокая борьба за власть между императрицей Ириной и её подросшим сыном Константином. По наущению матери заговорщики напали на молодого императора, но ему удалось вырваться из их рук и убежать на карабль, который переправил его на азиатскую сторону. Но Ирина послала своих агентов в погоню за сыном, и им удалось вернуть Константина обратно в Константинополь. Здесь, в праздник Успения, в той самой комнате, где он был рожден, вельможи императрицы по её приказу жестоко ослепили молодого императора, после чего он умер.
Императрица Ирина царствовала единовластно с 797 по 802 год. Летописцы сообщают, что сразу после ослепления Константина, императрица дала особые привелегии монастырям, за что "преподобный" Феодор Студит (святой православной церкви и современник Ирины) восхваляет императрицу, говоря : «Ты угождаешь Богу и ты радуешь избранных ангелов Божиих и людей, живущих преподобно и праведно, богоименитая Ирина»
Однако вскоре, в 802 году, императрица была свергнута с престола министром финансов Никифором, была лишена всего имущества и сослана на остров Лесбос, где вскоре и умерла. После смерти Ирина была канонизирована и причислена к лику святых.
Дорофей митрополит Монемвасийский восклицал: « О чудо! Одна женщина с ребёнком восстановила благочестие (т.е иконопочитание), но она же стала и детоубийцей» (А.В.Кaртaшев, Вселенские соборы, изд. Республикa, М., 1994, стр.501, 506, 507)
После официального утверждения иконопочитания и торжества православия, в 843 году в Малую Азию были посланы три сановника с огромным войском для расправы над еретиками павликианами. В результате этого похода было казнено сто тысяч человек. Людей топили, вешали, обезглавливали, насиловали, увечили. (История Визaнтии, М., 1967, изд. Нaукa, т.2, стр. 79)
Император Василий Второй в 1014 году взял в плен 15 000 православных, исповедующих одну веру с ним, болгар и сделал то, чего не делали до него ни языческие, ни мусульманские, ни католические правители. Василий велел выколоть глаза 15 000 пленным, оставляя на каждых сто человек по одному поводырю лишенному одного глаза.
В таком виде они пошли на родину к своему царю Самуилу, падая на камни, голодные, искалеченные. Когда царь Самуил увидел их, он не смог выдержать этой картины и умер. А Василий Второй, получивший прозвище «болгаробойца», вьезжая в Константинополь через золотые ворота, был встречен блестящей процессией священников и епископов и колокольным звоном множества церквей.
( История Византии. М.,1967г. Изд. Наука т.2, стр 79,223)
Приведенные примеры являются всего лишь несколькими фрагментами из истории кровавых зверств, непрерывно совершавшихся из поколения в поколение в православных государствах при непосредственном участии церкви, а часто под её прямым руководством. Таков исторический фон формирования иконопочитания, таковы чудовища в человеческом обличье, благодаря которым иконопочитание одержало победу (ср. Матф.7.16).
После церковного собора, осудившего иконоборцев и утвердившего иконопочитание в византийской империи, императрица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году. С тех пор, в воспоминание об этом «славном» событии, ежегодно в первое воскресенье Великого Поста, православные церкви по всему миру торжественно празднуют победу иконопочитания, которое они именуют, как «торжество православия».
6. АРГУМЕНТЫ ИКОНОПОЧИТАТЕЛЕЙ
Аргумент №1 -
«Вторая заповедь запрещает поклонение только тем изображениям, которые представляют языческих богов. Если же изображения представляют истинного Бога, ангелов и святых – то им поклоняться можно»
Ответ -
Запрещая поклонение образам, Бог не сравнивает их между собой, чтобы выяснить, какие из них угодны Ему более, а какие менее. Он отвергает все без исключения статуи, картины и прочие образы, посредством которых идолопоклонники пытаются приблизить Его к себе. Втор.4:12,15-16, Лев.26:1.
Аргумент №2 -
«В скинии и храме были изображения ангелов, а это значит, что этим изображениям поклонялись» Исх.25:18-22, 3Цар.6:23,28-29 (СП).
Ответ -
Изображения ангелов в скинии и храме - это не иконопочитание.
Божий закон, запрещавший делать изображения (Исх.20:4,5), конечно же не подразумевал, что нельзя было делать вообще никаких изображений и изваяний. На это указывает то, что позднее Бог повелел сделать на крышке ковчега двух золотых херувимов, а также вышить херувимов на внутренней стороне десяти полотнищ, из которых был сделан священный шатер, и на занавесе, отделявшем Святое от Святого святых (Исх.25:18; 26:1, 31,33). Также и в храме Соломона, построенном по чертежам, которые под вдохновением от Бога получил Давид (1Пар.28:11,12), стены были украшены резными изображениями херувимов, пальм и цветов. В Святом святых этого храма стояли два покрытых золотом херувима из масляного дерева (3Цар.6:23, 28, 29). Литое море покоилось на 12 медных быках, а на боковых стенках медных тележек, которые использовались в храме, были изображены львы, быки и херувимы (3Цар.7:25, 28,29). На ступенях, которые вели к престолу Соломона, стояло 12 львов (2Пар.9:17—19). Однако эти изображения не были иконами, они не предназначались для поклонения.
Изображения внутри священного шатра и позднее храма, видели только священники во время служения. В Святое святых входил только первосвященник и только в День искупления (Евр.9:7). Поэтому не существовало опасности, что израильтяне станут поклоняться изображениям херувимам, находившимся в святилище. Эти изображения были лишь символом того служения, которое ангелы совершают на небе перед престолом Бога. (Ср. Ис.6:1-3, Евр.9:23, 24.) Но так как нельзя было поклоняться самим ангелам, то тем более не следовало почитать и их изображения (Кл.2:18; Отк.19:10; 22:8, 9).
Если бы в Ветхом Завете говорилось об изображениях, которым следовало поклоняться, мы бы тогда видели много икон в иудейских синагогах. Однако их там никогда не было. Изображения, находившиеся в скинии и храме, не имели копий.
Аргумент №3 -
«Давид поклонялся храму, а Иисус Навин ковчегу! Значит и мы можем поклоняться священным предметам, включая изображения» Пс.5:8, И.Нав.7:6.
Ответ -
И в храме и над крышкой ковчега видимым образом происходило явление славы Божией (Лев.16:2, Чис.7:89). Поэтому в обоих случаях речь идет не о поклонении предметам, храму или ковчегу, а о поклонении Богу. Обратим внимание на слова Давида:
«Услышь мольбу мою, когда о помощи взываю я к Тебе, когда руки к Святилищу Твоему простираю» Пс.27.2 (Пер. Кулакова).
Как видим, не святилище было предметом поклонения для Давида, а сам Бог, который открывался там видимым образом и к которому обращается Давид.
Что важно ещё раз подчеркнуть - скиния, так же, как и храм, были построены по прямому указанию Бога (Исх.25:8, 1 Пар.17:12, 3Цар.9:3 СП). Бог видимым образом одобрил строительство обоих сооружений (Исх.40:34-38, 3Цар.8:10 СП). Они были уникальными объектами и не имели аналогов, а также являлись единственным местом на земле, где происходило явление Бога (Чис7:89).
Но при этом никто и никогда не делал копии святилища, храма или ковчега, с целью поставить их у себя дома в углу, чтобы повергаться перед ними и обращаться к ним в молитве.
Аргумент №4 -
«Мы не поклоняемся иконам, мы их только почитаем»
Ответ -
Если в православии не поклоняются иконам, тогда непонятно почему в честь различных икон установлены многочисленные праздники? Почему иконам адресуются свои особые молитвы и песнопения?
Например, к «казанской иконе божьей матери» обращаются при глазных болезнях, просят её о благословении на брак молодых. К «владимирской иконе божьей матери» обращаются при смутах и расколах, при кардиологических болезнях. А к иконе «неупиваемая чаша» обращаются за помощью от пьянства, наркомании, курения и при купле-продаже недвижимости.
Если в православии не поклоняются самим изображениям, зачем тогда совершаются паломничества за сотни километров к иконе, когда рядом с домом имеется точно такая же?
Более того, почему поклонение неодушевлённым предметам сопровождается молитвами о помощи обращенными к этим самым предметам? Например, к «честному и животворящему Кресту» -
« Радуйся Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа..О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со святою Госпожею девою Богородицею и со всеми святыми во веки»?
К тапочкам и поясу «богородицы» -
http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/polozhenie-chestnogo-poyasa-bogorodicy/molitvy-i-akafist-svyatomu-i-prechestnomu-poyasu-presvyatoj-bogorodicy/#молитвы
О поклонении иконам прямо учит орос 7 «вселенского» собора, утвердившего иконопочитание:
"поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней"
А вот к чему призывает икос (одно из основных богослужебных песнопений) праздника Казанской иконы Божией Матери:
"Смы́сл очи́стивше и у́м, притеце́м к Богоро́дице, све́тло пе́сньми ублажа́юще Ю́, и пречи́стую ико́ну Ея́ прославля́ем и чти́м, и, припа́дающе, покланя́емся я́ко Само́й су́щей О́ной: че́сть бо ико́ны на первообра́зное восхо́дит, и почита́яй и покланя́яйся е́й почита́ет са́мое первообра́зное, я́коже боже́ственнии отцы́ реко́ша. И а́ще кто́ не чти́т Пресвяты́я Богоро́дицы и не покланя́ется ико́не Ея́, ана́фема да бу́дет: посрамля́ет бо и погубля́ет не чту́щия ю́, избавля́ет же от вели́ких бе́д и зо́л благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́." https://azbyka.ru/days/caa/249
Вчитайтесь: "кто не чтит пресвятую Богородицу и не поклоняется Её иконе, анафема да будет – ибо Божия Матерь уничижает и губит тех, кто не чтит Её".
Чтобы дополнительно убедиться, что в православии именно поклоняются иконам, можно открыть сайт любой паломнической православной службы, например http://kovceg.ru/node/2930, поездка на Афон.
В программе:
1 день - регистрация.
2 день - .. Поклонение иконе «Достойно есть», иконе «Млекопитательница».. поклонение голове Апостола Андрея Первозванного.
3 день - Поклонение Иверской иконе Божией Матери («Вратарница»)..Поклонение Безымянной иконе Божией Матери, чудотворной иконе Петра и Павла, а также иконе священномученика Гедеона, исцеляющего от онкологических заболеваний..Поклонение чудотворным иконам «Умиление» (Сладкое лобзание), «Герондиса» (Старица)..Поклонение мощам Афанасия Афонского, чудотворным иконам «Икономиса» и «Кукузелиса».
4 день - Поклонение иконе святителя Николая Чудотворца..Поклонение чудотворной иконе «Старица»..Поклонение Тихвинской иконе Божией Матери..Поклонение чудотворной иконе Казанская Божия Матерь...поклонение Поясу Божией Матери, главе Иоанна Златоуста, семи чудотворным иконам: «Всецарица», «Простреленная», «Елеоточивая», «Закланная», «Отрада и Утешение», «Ктиторская», «Предвозвестительница».
5 день - Поклонение чудотворной Иконе Первомученика и Архидиакона Стефана, иконам Божией Матери «Одигитрия» и «Андифонитрия»..Поклонение нетленным мощам Марии Магдалины, сохраняющим по сегодняшний день (почти 2000 лет) температуру живого тела..Поклонение иконе и главе Великомученника и Целителя Пантелеимона.
6 день - Поклонение трем чудотворным иконам Георгия Победоносца.(почему толко не одной :)? )..Поклонение чудотворной иконе «Троеручица», мощам Саввы Сербского..Поклонение чудотворной иконе «Скоропослушница»..Поклонение чудотворным иконам Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница) и Георгия Победоносца..
Как видим, слово "поклонение" по отношению к иконам или чьим то трупным останкам встречается неоднократно.
Также, если набрать в поисковике "поклонение чудотворной иконе", то можно обнаружить, что данная услуга предлагается огромным количеством православных храмов и монастырей.
Так что в православии именно поклоняются изображениям -
Поклонение креслу Иоанна Шанхайского -
Слова «поклонение» и «почитание» в синодальной Библии, это перевод одного и того же слова. В Ветхом Завете - это слово SHAW-KAW, что означает «падать ниц, поклоняться, почитать».
В Новом Завете греч. слова ПРОСКИНЕО, что значит «падая ниц (целуя край одежды), приветствовать, отвешивать земной поклон; благоговейно преклоняться, поклоняться, воздавать почести, чтить». (Дворецкий И.Х Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. Т 2. С 1414)
В Ветхом Завете слово SHAW-KAW встречается 170 раз, в половине случаев оно употребляется по отношению к людям. Например: «Авраам поклонился (SHAW-KAW) народу земли той» Быт.23:7,12. т.е. имеется в виду уважение, почтение, которое он проявлял по обычаю своего времени.
Если мы обратимся ко второй заповеди, то мы увидим, что Бог желает чтобы изображениям не только не поклонялись, но даже чтобы по отношению к ним демонстрировали какие либо знаки уважения или почитания -
"Не делай себе истукана и никакого изображения того, что в небесах вверху, на земле внизу или в водах ниже земли. Не КЛАНЯЙСЯ (SHAW-KAW) и не служи им". Исх20.4-5.
Аргумент №5 -
«Мы поклоняемся не самой иконе, а только тому, кто на ней изображен. Поклонение, воздаваемое образу, восходит к первообразу.»
Ответ -
А в чем отличие от язычников?
Язычники библейских времён и античности тоже поклонялись не самим изображениям, а богам, которых те представляли. Изображения богов менялись у них по усмотрению, тогда как сами боги оставались прежними. Кроме того, каждый их бог имел множество изображений, но при этом никогда не утверждалось, что богов столько, сколько образов. Язычники ежедневно воздвигали новых идолов, вовсе не намереваясь тем самым творить новых богов.
Например в Суд.3:7, 1Цар.12:10 отступившие от Бога евреи поклонялись Ваалу и Астарте через их многочисленные изображения, точно также как в православии и католицизме поклоняются Марии, ангелам и «святым» через многочисленные истуканы и иконы.
Апологеты античного язычества, в полемике с первыми христианами, приводят в защиту поклонения идолам точно такой же аргумент, какой сегодня используют апологеты православия в защиту иконопочитания.
Так, например, в одном из известных античных памятников антихристианской литературы «Правдивое слово» Цельса, языческий философ говорит -
«Они (христиане) не выносят вида храмов, жертвенников и изображений…решительно поносят статуи...Если они так думают на основании, что камень, дерево, бронза или золото, которое обработал такой-то мастер, не бог, то это смехотворная мудрость. Ведь кто, если не круглый дурак стал бы считать их богами, а не подношениями богам и их изображениями»
Неоплатоник Порфирий (III-IV вв.) пишет:
«Воздающие богам подобающее почитание вовсе не считают, что бог заключается в дереве, камне или бронзе, из которых изготовляется статуя, и не думают, что если от изображения отломался кусок, от этого уменьшилась сила бога. Ибо древние воздвигли статуи и храмы для памяти, для того, чтоб прохожие, придя туда, обратили свои помышления к богу, или чтобы в праздники, очистившись от всего прочего, возносили обеты и молитвы, прося у бога чего кто хочет. Ведь если кто изготовляет изображение друга, он ведь отнюдь не думает, что друг этот находится в этом изображении или что отдельные члены его тела заключены в (соответствующих) частях портрета, но он посредством изображения обнаруживает свое почтение к другу».
По свидетельству бл. Августина, обычным оправданием язычников его времени заключалось в том, что материальное изображение, это знак того, чему должно поклоняться. (Августин. Толкование на псалмы, Пс113(Ⅱ), 3-4) .
Кальвин, ссылаясь на Августина, писал:
"Обратимся к приводимым св. Августином обычным оправданиям идолопоклонников его времени, которые состояли в том, что, дескать, даже самые последние невежды почитают не эти видимые формы, но невидимо обитающее в них божество. Наименее погрязшие в скверне идолопоклонства сказали бы, что почитают не идола и не изображаемого им духа, а считают это материальное изображение знаком того, чему должно поклоняться."
Как видно, язычники первых веков христианства тоже поклонялись не самим изображениям. Их поклонение «воздаваемое образу, переходило на первообраз».
В нашего время ничего не изменилось. Православие всего лишь заимствовало у язычников их методику, переняв как практическую сторону идолопоклонства, так и способы его оправдания.
«Иконопочитание возможно по причине воплощения Бога-Слова, воспринявшего плоть. С приходом Бога на землю в образе человека, стало возможным изображать его, а следовательно почитать и поклоняться ему через его изображения.»
Ответ-
Поскольку Господь Иисус стал человеком, художники действительно могут изображать Его как человека, представляя его земную жизнь, стараясь максимально приблизить подобные изображения к Евангельскому образу Христа.
Но это вовсе не означает, что Иисус через свое воплощение отменил вторую заповедь и разрешил поклоняться образам. Иисус не отменял второй заповеди и сам никогда не использовал изображения в поклонении Богу. Ср.: Матф.5:17-18, Ин.17:1, Мат.14:19.
У первых христиан не было икон, они придерживались запрета на поклонение изображениям (Деян.17:29, 1Ин.5:21, Рим.1:22-23). Они также, как и Иисус, не использовали изображения в молитве (Деян.4:24, Деян.21:5).
У первых христиан не было изображений даже Иисуса Христа.
Апостолы передали только духовный образ Спасителя на страницах Евангелий, но не оставили ни одного упоминания о том, как он выглядел во время земной жизни. Апостол Павел писал :
«Даже если мы и знали по плоти Христа, то теперь уже не знаем.» 2Кор.5:16.
Иисус вознесся на небо в новом прославленном духовном теле, а потому для первых христиан земной облик Спасителя уже не имел значения.
Первые портретные изображения Христа появляются только после 4 века.
Иконопочитание последовательно осуждается в Библии, как в Ветхом, так и в новом Завете -
«Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.» Деян 17:29.
«славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» Рим.1:23.
Ниже приведены одни из самых популярных икон в православии - это изображение Бога Отца, в образе бородатого человека, уподобляющих Его языческим божествам древнего Рима и Греции.
«В книге Исход 30:29 Бог предписывает почитать священные изображения и предметы: "и освяти их, и будет святыня великая: всё, прикасающееся к ним, освятится". Как видно, прикосновение к ним освящает человека!»
Ответ -
В книге Исход 30:29, Бог предписывает относится с уважением ко всем без исключения предметам, находящимся в скинии - к тазам, ложкам, жертвеннику… Все, что находилось в скинии было святыней, поскольку освящалось реальным присутствием Бога.
Согласно положению Закона Бога, освящение людей происходило только в тех случаях, когда они посвящали себя на служение Богу (ср. Лев 8:12). А вовсе не от случайного или намеренного прикосновения к какой-либо ложке или вилке из принадлежностей храма. Если нечестивый человек касался принадлежностей храма, он не мог стать от этого святым.
Поэтому более правильным переводом Исх 30:29 будет: Всякий прикасающийся к ним ДОЛЖЕН БЫТЬ СВЯТЫМ" (Один из вариантов перевода слова קדשׂ - "вести себя свято"). А вовсе не : «всё, прикасающееся к ним освятится»
Аргумент №8 -
«Икона – это всего лишь картина»
Ответ -
Это не так. Икона, в отличии от обычных картин, является специальным изображением, которое предназначается исключительно для поклонения, а потому создаваемое строго по определённым иконописным канонам (см. Ю. П. Сергеев, Секреты иконописного мастерства).
Аргумент №9 -
«Когда молящийся человек смотрит на изображение, то ему легче молиться»
Ответ -
Это ложное мнение, которое могут высказывать люди, незнакомые со Священном Писанием и учением Христа. Тот, кто всецело отдаёт своё сердце Богу и молится в духе и истине (Ин.4:24), не нуждается в рукотворных идолах и руководствуется в своих отношениях со своим Создателем «верой, а не видением» (2Кор.5:7, ср. Евр.11:6). Ни один из Божьих служителей библейских времён или апостолов Христа – никогда не поклонялся Богу через изображения. Иконопочитание чуждо библейской религии.
«Невежды те, которые носят деревянного своего идола» (Исаия 45.20)
Хороший и полезный материал.
ОтветитьУдалитьНо иногда (очень редко) есть лишние эмоции. Например, в "Аргументе №9" во фразе «...Тот, кто всецело отдаёт своё сердце Богу и молится в духе и истине (Ин.4:24), не нуждается в рукотворных ГРИМАСНИЧАЮЩИХ идолах..." слово "гримасничающих" явно лишнее.
Сторонники иконопочитания, когда не могут аргументированно возразить на существенную часть довода против икон, то начинают цепляться к эмоционально окрашенному словесному антуражу, сопровождающему довод. Они могут сказать, например, следующее: "Это у буддистов гримасничающие идолы, у на православных иконах спокойные лица (спокойные, благородные, красивые, добрые и др.)". И добавят: "А раз Вы очевидного не увидели, значит Господь закрыл ваш ум и пр., и пр.".
Мой совет: не давайте им этой лазейки. Пусть против них говорит только спокойный голос правды. Без наших личных эмоций.
P.S. Мы ведь не иконоборцы, и у нас нет задачи эмоциональными словами возбудить тёмную толпу против иконопочитателей. Силу применит Иегова. В конце.
Благодарим за совет! Текст исправлен.
УдалитьСпасибо дорогой за твой труд!
ОтветитьУдалитьПрекрасная работа!
ОтветитьУдалить