суббота, 5 октября 2019 г.

Православные праздники, заимствованные из язычества



Министерство образования Краснодарского края рекомендовало свои подведомственным учреждениям не проводить никаких мероприятий, связанных с праздником Хэллоуин, который отмечается 31 октября. Основанием для такого решения послужило заключение специалистов государственного Института семьи и воспитания, Института педагогических инноваций Российской академии образования, Екатеринодарской и Кубанской епархий о том, что праздник негативно сказывается на психике детей.

"Типичные для этого "праздника" карнавальные костюмы восставших из могил мертвецов, наборы сладостей в виде костей и человеческих эмбрионов — все это приводит к снятию внутренних табу на отвращение к подобным вещам и чревато патологическими изменениями личности", — сказано в документе минобразования.

По словам представителя региональной епархии отца Трифона, языческим праздникам нет места в жизни россиян.

— У нас много прекрасных православных праздников, пропагандирующих вечную жизнь, а не смерть, — рассказал отец Трифон. — К тому же там затрагиваются инфернальные области. К примеру, Церковь сатаны США официально считает его своим праздником.
Как скажется на психике детей обряд целования мощей в РПЦ,  ни отец Трифон, ни Институт семьи и воспитания, ни Институт педагогических инноваций к сожалению не упоминают. Но если РПЦ так не любит языческие праздники - почему отмечает языческие праздники сама? Или РПЦ против только "западных" языческих праздников, а "родные" славянские получается - пожалуйста! 
Рассмотрим некоторые из таких языческих праздников, которые Русская Православная Церковь приняла на вооружение.

Рождество (25 декабря, 7 января)


Дата Рождества изначально была выбрана в соответствии с языческими традициями. В ранних христианских священных текстах нет  никакого указания на дату рождения Христа, а 25 декабря было впервые указано лишь в 221 году в летописи  христианского историка Секста Юлия Африкана. В 354 года было решено приурочить празднование Рождества к зимнему солнцестоянию. В этот день во многих языческих культурах проходило празднование рождения богов: в Греции это был бог виноделия Дионис, в Египте — умирающий и возрождающийся бог подземного мира Осирис, в Риме начала нашей эры — бог солнца Митра и т.д. Митраизм был популярен в Римской империи того времени, поэтому для ослабления его позиций, а также получения поддержки населения было решено назначить Рождество Христово на тот же день, что и Рождение Непобедимого Солнца. Окончательное решение о назначении датой Рождества 25 декабря было принято лишь в 431 году на Третьем Вселенском (Эфесском) Соборе. Таким образом Рождество было приурочено по времени к римскими Сатурналиям.

Масленица 


Первый общеизвестный факт – Масленица, Масленичная неделя является наиболее праздничным временем широких празднований и гуляний, в православном календаре предшествующим началу Великого поста. Второй общеизвестный факт – в своей исторической и во многом в обрядовой основе Масленица является древним языческим праздником. Так что в данном случае наблюдается один из примеров объединения язычества и Православия. Веселые игры, кулачные бои, а также флирт и поцелуи между парнями и девушками прославляли Ярилу — бога плодородия, жизненной силы и инстинкта продолжения рода. Традиционным угощением были блины, которые одновременно являются поминальной пищей, связанной с культом предков, и символом солнечного диска. В последний день Масленицы сжигали соломенное чучело в женском костюме, символизирующее Морану, богиню зимы и смерти.
 В конце XVII в. Патриарх Андриан предпринял попытку запретить этот праздник как «бесовский», но тщетно. Максимум чего добились (благодаря указу царя Алексея Михайловича): запретили кулачные бои, азартные игры, качание на качелях, Масленицу сократили до одной недели и привязали к дате начала Великого поста, чтобы традиции этого праздника не противоречили подготовке верующих к Пасхе. Само название «Масленица» связано с тем, что в последнюю неделю перед Великим постом разрешается употреблять в пищу сливочное масло, молочные продукты и рыбу, но запрещается есть мясо. Церковное название этой недели — Сырная или Мясопустная.

Яблочный спас


19 августа православные празднуют Яблочный спас – пекут пироги, освящают в церкви фрукты и овощи. Яблочный спас пришел из языческой Руси. Это праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника и еще двух других Спасов, были посвящены Богам Спасам. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям каждого плода и перед употреблением их обязательно освещали. Были, например, такие Спасы, как хлебный, ягодный, грибной и другие. Кроме освящения плодов в эти дни поминали души погибших воинов. Праздник "Яблочный спас" был переименован РПЦ в день Преображения Господня. На Преображение Господне в Православных церквах в конце литургии совершается освящение яблок и других плодов.
"Веселия по поводу завершения сбора урожая принадлежали к числу важнейших в системе языческих действ восточнославянского календаря. Поэтому "успение" стало одним из главнейших православных праздников." [Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. - Л.: Лениздат,1988,с.304]


День Ивана Купалы

День Купалы был главным летним языческим праздником. РПЦ приурочила к этому времени свой праздник, посвящённый Иоанну Крестителю. Культ этого святого возник из культов поклонения божествам воды и солнца и двуликому богу солнца Янусу у древних римлян. В итоге симбиоза получился "Иван-Купала".[Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. - Л.: Лениздат,1982,с. 107] 


Вот далеко неполный список Православно-языческих праздников:
Дата
Древний языческий праздник
Славянский  языческий праздник
Православный праздник
31.дек, - 01.янв.
День рождения бога Януса (начало года с 1 января было утверждена римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э.), и название месяца - Январь. Приношение в дом елки считалось посланием от древнего бога Йерсу
Праздник Василия Щедрого ("щедрухи").
Новый Год
06.янв
Поклонение богу солнца Митре  (египетскому Осирису, вавилонскому Таммузу)
 Праздник бога Велеса
Рождественский сочельник
07.янв
 Коляда
Рождество Христово
24.фев
День бога Ваала, Бел-Мардука (покровитель животных)
 День бога Велеса (покровитель скота)
День св. Власия (покровитель животных)
02.мар
День Марены
День св Марианны
07.апр
День богини Исиды (у египтян),  Иштар (у вавилонян),  Кибелы (у греков),  Астарты (у хананеев).
Масленица, "Комоедица"
"Сырная неделя" (Масленица),  Благовещение Пресвятой Богородицы
06.май
Поклонение Ваалу. Крестьяне верили, что от него зависят урожай и прирост скота.
День Дажьбога, Егория  (первый выгон скота, договор пастухов с чертом)
День св Георгия Победоносца (покровитель скота и покровитель воинов)
12.май
Красная Горка
Антипасха, "Фомино воскресенье"
14.май
Радуница
 Поминовение усопших
15.май
День Бориса-хлебника, "Боришь-день" (праздник первых ростков)
Перенесение мощей благоверных Бориса и Глеба
22.май
День бога Ярилы (бог весны)
Перенесение мощей св Николая Весеннего, приносящего теплую погоду
07.июн
Триглав (языческая троица — Перун, Сварог, Свентовит)
Св Троица (Православная троица)
06.июл
Леля  – богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени, считалось что побуждает природу к оплодотворению, а человека - к созданию семьи. От имени этого божества в русском языке сохранилось слово «лелеять».
Русальная неделя
День Аграфены купальницы (с обязательным купанием)
07.июл
День Ивана Купалы (во время праздника обливали друг друга водой, купались)
Рождество Иоанна Крестителя
02.авг
День бога Перуна (бог грома)
День св Илии Пророка (громовержца)
15.авг
Жатва яровых и празднование сбор урожая
Успения Богородицы
19.авг
Гададриммон. Имена двух божеств - западносемит. бога растительности  Хадада и аналогичного ему главного божества Дамаска. Эллины справляли Дионисии в честь бога Диониса (Бахус, Вакх) — бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия.
Праздник первых плодов, "Яблочный спас"
Праздник освящения плодов, "Преображение Господне"
21.авг
День бога Стрибога (бог ветров)
День Мирона Ветрогона (приносящего ветер)
14.сен
День Волха Змеевича
 День преподобного Симона Столпника
21.сен
Праздник рожениц
Рождество Богородицы
09.ноя
Егорьев день - завершение цикла земледельческих работ.
Юрьев день
10.ноя
День богини Макоши (богини-пряхи, прядущей нить судьбы)
День Параскевы Пятницы (покровительницы шитья)
14.ноя
 В этот день Сварог открыл людям железо
День Козьмы и Дамиана (покровителей кузнецов)
21.ноя
День богов Сварога и Симаргла (Сварог — бог неба и огня)
День Михаила Архангела





 

Александр Мень в книге «Православное богослужение» пишет: 
«В нашем церковном календаре можно найти отголоски иудейских и языческих праздников, однако духовная основа их строится на Евангелии и церковной истории. Может возникнуть вопрос: если вполне естественно, что церковь использует прообразы Ветхого Завета, то какое отношение имеют к ней языческие праздники и ритуалы? Ответ  заключен во вселенском характере самого христианства.
  Борясь с многобожием, оно отнюдь не зачеркивало всех ценностей, которые содержатся в дохристианских учениях; иначе пришлось бы допустить, что миллионы людей, созданные по образу и подобию Божию, тысячи лет были во власти лжи и  самообмана.
  Праздники Древнего Востока и греко-римского мира порой заключали в себе глубокое мистическое содержание; в то же время они породили обычаи, освящавшие трудовую жизнь народа. Поэтому христианство сочло возможным и даже необходимым воцерковить эти традиции, обогатив их новым смыслом.
  Наложение церковных праздников на священные времена древних культур святые отцы рассматривали как сознательный акт церкви, желавшей увязать элементы этих культур с новым христианским образом жизни. [...]
Хотя обряды иудейской Пасхи отобразились в христианской Литургии, однако сама Пасха Христова по существу уже совсем иной праздник, не имеющий аналогии в библейской традиции
».
 (Ал. Мень. «Православное богослужение». Изд-во «Слово», Москва, 1991 г., с. 51—53).


Обратим особое внимание на слова Ал. Меня "Борясь с многобожием, оно отнюдь не зачеркивало всех ценностей, которые содержатся в дохристианских учениях; иначе пришлось бы допустить, что миллионы людей, созданные по образу и подобию Божию, тысячи лет были во власти лжи и  самообмана."
Что же на это отвечает апостол Павел в 1 Коринфянам 10:20, 21?
"Нет, но скажу, что жертвы, приносимые другими народами, жертвуются демонам, а не Богу; я же не хочу, чтобы вы имели часть с демонами. Не можете пить чашу Иеговы и чашу демонов, не можете есть со «стола Иеговы» и со стола демонов."

Более того, Павел говорит в Римлянам 11:16:
"Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви".
Перефразируя апостола Павла, можно сказать:
"Если начаток не свят, то и целое; и если корень не свят, то и ветви".

1 комментарий:

  1. Отличная статья, конкретно и ясно. Надеюсь люди с искреннем сердцем прочитав эту статью сделают правильные выводы и выйдут из ложной религии.

    ОтветитьУдалить

Я и Отец - одно (Иоанна 17:11,21)

  https://www.youtube.com/watch?v=NYKS5zHdSHA