пятница, 25 октября 2019 г.

Протоиерей протоиерею рознь




Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным(Евангелие от Марка, 4 гл., ст.22)

В этой статье будет предпринята попытка сопоставить практически несопоставимое: двух православных протоиереев: Александра Меня, жестоко убитого в 1990 году, и ныне действующего священнослужителя Дмитрия Смирнова.

На самом деле цель статьи немного масштабнее и читатель легко это заметит.

Любой сравнительный анализ предполагает выделение признаков, по которым будет производиться сравнение. В данном случае в основу сравнения положен единственный признак – отношение к инакомыслию.

Вот некоторые высказывания протоиерея Смирнова, в бытность ещё главой отдела по связам с Вооруженными Силами МП РПЦ, в ответ на вопрос телезрительницы о сектах: 
«Мы хотим от нашего Президента, чтобы он сделал так, как это было при Советском Союзе: чтобы ни одна поганая секта не могла здесь действовать, так как у себя дома. А то приезжают мормоны, приезжают иеговисты. Раньше они все сидели по тюрьмам. Чтобы вот от этой нечисти иностранной… Но мы то знаем, есть специалисты, всё известно. Объявить вне закона все тоталитарные секты… Собирайте народ, громите эту секту… Нужно сделать так, чтобы горела земля под ногами этих уродов» [1] .
Чем не повод привлечь к ответственности за разжигание межрелигиозной ненависти и объявить его экстремистом? Можно только представить себе реакцию РПЦ МП и Д. Смирнова, в частности, если бы такое воззвание имело место со стороны так называемых «сект» в отношении РПЦ МП, рассматриваемых ею в качестве своих конкурентов.

По всему видно, что протоиерей Д. Смирнов, к сожалению, не усвоил такие библейские предостережения, как: 
«Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Колоссянам 4:6, Синодальный перевод Библии) 
и 
«Языком мы благословляем Господа и Отца, и тем же языком проклинаем людей, созданных по подобию Бога. Из одного и того же рта исходит и благословение, и проклятие! Братья, такого не должно быть! Может ли из одного родника бить струя и пресной, и соленой воды? Братья, может ли смоковница приносить маслины или виноградная лоза – смоквы? Скорее соленый источник даст пресную воду!» (Иакова 3:9-12) [2]. 

А вот дословный ответ Д. Смирнова на вопрос телезрительницы о том, не противоречили ли убийства еретиков во времена преподобного Иосифа Волоцкого библейской заповеди «Не убий»: 
«Никак не противоречили. Еретики, с которыми он боролся, они, как все еретики, они действуют всегда очень подло. Вред от этой ереси был такой, что она угрожала существованию государства, поэтому в этом случае единственно возможным – это только лишать их жизни, или запирать под замок, что и делалось» [3].
Высказывания Д. Смирнова выдают в нём типичного религиозного фундаменталиста, симптомы которого таковы: категоричность и безапелляционность в суждениях, догматизм, предубеждённость, фанатизм, нередко сопровождающийся нетерпимостью (враждебностью) к тем, кто имеет иную точку зрения [4]. И всё это помноженное на чрезвычайно низкий уровень общей культуры, выражающееся порой в неприкрытом хамстве (вспомнить хотя бы «уроды»), которое клирик позволяет себе, будучи уверенным в своей безнаказанности. Так, Карен Армстронг, автор бестселлера «История Бога», называет фундаментализм «политизированной духовностью», которая отличается нетерпимостью. В частности, она справедливо замечает: «О любящем сострадании Иисуса христианские фундаменталисты явно забывают и скоропалительно обвиняют всех и вся, именуя своих противников “врагами Божьими”» [5].

Как хорошо написал Н.А. Бердяев, «человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличенный и осужденный Христом, хотя он этого не замечает»
а также: «Человек, допустивший себя до фанатической одержимости, никогда не предполагает такой возможности о себе. Он, конечно, готов признавать себя грешником, но никогда не признает себя находящимся в заблуждении, в самообмане, в самодовольстве. Поэтому он считает возможным при всей своей грешности пытать и гнать других. Фанатик сознает себя верующим. Но, может быть, вера его не имеет никакого отношения к истине. Истина есть прежде всего выход из себя, фанатик же выйти из себя не может. Он выходит из себя только в злобе против других, но это не есть выход к другим и другому» [6].

Широко известным примером фундаменталистского «подхода к делу» со стороны протоиерея Д. Смирнова было его интервью порталу Lenta.ru в июне 2015 года, когда он заявил, что «последовательный атеист должен покончить самоубийством», чем вызвал бурную реакцию многих, в том числе и верующих людей. Позже клирик сказал, что он лишь воспроизвёл мысль Ф.М. Достоевского о том, что «нормальный, логически устроенный атеист должен застрелиться, потому что смысла в его жизни нет. Смысл имеет жизнь человека, если существует вечная жизнь» [7].

Что можно сказать в этой связи? Даже великие мыслители не застрахованы от элементарных логических ошибок. Действительно, жизнь человека имеет непреходящий смысл, только в том случае, если существует вечная жизнь. Из этого, однако, не следует c необходимостью отсутствие у всех атеистов какого-либо смысла вообще, и тем более, из этого никоим образом не вытекает необходимость для атеиста сознательного прекращения своего существования. Поэтому тиражирование чужих ошибочных умозаключений (тем более, не поясняя контекста, в которых они были сделаны) указывает, как минимум, на отсутствие у поступающего таким образом способностей к здравому суждению.

К слову, хорошим антипримером в отношении к православного клирика к атеизму является переписка священника С. Желудкова с придерживавшимся атеистических взглядов учёным-астрофизиком К. Любарским, отбывавшим срок за деятельность, посвящённую борьбе за права человека, в мордовском лагере в 1970-х годах [8].

Ещё одной демонстрацией фанатичности, узколобой догматичности и наглости Д. Смирнова была организованная им попытка сорвать день рождения радиостанции «Серебряный дождь» 4 июля 2015 года, когда возглавляемая Д. Смирновым и другими клириками РПЦ МП толпа ворвались на территорию компании и силовым способом на время приостановила мероприятие по причине того, якобы музыка мешает проводить богослужение в храме (при том, что храм расположен на расстоянии около километра от места проведения праздничного мероприятия) [9]. Это событие в обществе имело немалый резонанс и, несомненно, послужило для многих подтверждением существования такого феномена, как православный фанатизм, в чём главная «заслуга», разумеется, принадлежит протоиерею Д. Смирнову. Следует, однако, отметить, что некоторые клирики РПЦ выразили, если не осуждение, то, по крайней мере, сожаление по поводу случившегося и несогласие с действиями своего «коллеги».


Посмотрим теперь, каково мнение А. Меня в отношении людей, принадлежащих к другим христианским традициям (деноминациям). Отвечая на вопрос об отношении Церкви к пятидесятникам и адвентистам, он говорит: 
«Что касается пятидесятников и адвентистов, то это наши братья во Христе, это люди, исповедующие нашу же веру, но имеющие другие традиции, другие обряды, другие формы религии, но то же самое Священное Писание и те же самые основы веры» [10, c. 217]. 

Подобным образом А. Мень отвечает на вопрос об отношении православия к баптизму: 
«Они являются нашими братьями по вере. Они, так же, как и мы, исповедуют Бога, явившегося в мир во Христе Иисусе» [10, c. 222]. 

Резюмируя свой ответ на вопрос «Как выбрать христианскую конфессию?», А. Мень говорит: 
«Это наши братья, и расхождения всегда могут быть преодолены, и когда-нибудь это обязательно будет. Важен факт, что Христос говорит вам через Церковь, вот через ту конкретную, с которой вы соприкоснулись. И он будет говорить, если вы будете слушать, будет говорить через любую. А что касается проблем догматических, то это вопросы не для начинающих. Это уже вопросы труднейшие, гораздо более глубокие» [10, c. 223].

Итак, с одной стороны – «братья во Христе» или «братья по вере», а с другой – «уроды».



В плане нашего сопоставительного анализа приведу рассуждения А. Меня о таких важных человеческих качествах, как терпение и любовь:
 «Терпение – это умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение – это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение – это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества… Любовь это высшее счастье человека, это способность нашей души быть открытой, имманентной, как говорят философы, внутренне открытой для другого человека. Когда вы едете в метро по эскалатору, проверьте себя, способны ли вы любить или нет. Когда вы смотрите на тех, кто едет по другую сторону и вам противно смотреть на эти физиономии, когда вам кажется, что это какой-то кошмар, как во сне жутком, значит, все поры вашей души забиты, и чувство любви у вас в эмбриональном состоянии… Но сила благодати Христовой способна человека перестраивать таким образом, чтобы он видел людей совершенно иначе, чтобы у него первой реакцией была доброжелательность… видя страдающее лицо, чтобы он чувствовал сострадание, чтобы он был открыт – вот такой человек счастлив всегда, потому что он в единстве с людьми, он живёт любовью» [11, c. 199-200].

Силюсь представить себе, чтобы что-то подобное могло выйти из уст Д. Смирнова и не могу. Нет, конечно, произнести такие слова он, очевидно, способен, но это будет не более чем механический процесс порождения звуковых колебаний воздуха, нисколько не затрагивающий сердце человека.

С другой стороны, ещё большие затруднения вызывает попытка представить себе «уроды», адресованное «сектантам» из уст или из-под пера А. Меня.


По ходу чтения статьи проницательный читатель наверняка заметил, что на самом деле её цель – не просто сопоставить двух православных протоиереев, а указать на два принципиально отличных типа клириков РПЦ, а А. Мень и Д. Смирнов выбраны лишь как их наиболее яркие представители. И если, говоря об А. Мене, поневоле испытываешь глубокое уважение к его личности и творчеству; то, что касается, второго, можно лишь констатировать глубокое сожаление по поводу потраченного времени, связанного с перечислением его «достижений».

В связи с рассматриваемым вопросом хотелось бы привести слова замечательного австрийского писателя Стефана Цвейга, которыми он закончил одну из сильнейших, на наш взгляд, своих новелл «Фантастическая ночь»: 
«Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей» [12, c. 245].

Будучи хорошо знакомым с творчеством А. Меня и многочисленными отзывами и воспоминаниями о нём других людей, с которыми он соприкасался по жизни, нельзя отделаться от мысли, что это утверждение как нельзя лучше характеризует А. Меня, чего, к сожалению, никак нельзя сказать о его ныне здравствующем антиподе.

Вот несколько примеров. Так, харьковский художник Борис Чурилов сказал: 
«Отец Александр был учитель жизни, учитель сознательного житийствования. Отец Александр включал человека в мир молитвы и тогда суета уже не могла захватить его полностью» [13, с.164]. 

А вот похожие слова поэта Бориса Чичибабина: 
«Люди, которые прожили вот так, а не иначе свою жизнь, становятся для нас всех образцами человеческого поведения и как бы маяками. Таким человеком был Александр Владимирович Мень. Таких людей очень мало на свете и особенно в наше время» [13, с. 44]. 

А вот высказывание одного польского кармелита (кармелиты – монашествующий католический орден) отца Максимилиана: 
«Христианство открывает нас другим людям и учит не бояться, что кто-то по-другому молится, крестится, говорит по-другому. Господь имеет великое сердце и мы, его дети, тоже должны расширять своё сердце на другого человека, тем более, что Господь умер за каждого и нас. И я смотрю на отца Александра и вижу это всё в нём – широкое сердце! Господь расширил ему сердце, потому что он мог всех обнять» [14, с. 21-22].

Вновь пытаюсь представить, что что-то подобное могло бы быть сказано о протоиерее Д. Смирнове, и разум отказывается заниматься таким «моделированием». Скорее напрашивается подозрение, глядя на плоды его жизнедеятельности: а не является ли он тщательно замаскированным атеистом (прошу не обижаться читателей-атеистов, если таковые будут, поскольку полагаю, что между атеизмом и безбожным поведением не всегда имеет место ярко выраженная корреляция, или, проще говоря, из первого не обязательно с необходимостью следует второе)?


Если так получится, что кто-то из читателей этой статьи окажется клириком типа «Д. Смирнов», или знает таковых, пожалуйста, обратите внимание на то, что вам/им угрожает, если вы/они не «переквалифицируетесь»/«переквалифицируются» в клирика типа «А. Мень».

Как выше замечалось, тип клирика, названный нами «Д. Смирнов», это, по сути, религиозный фундаменталист, отличающийся предубеждённостью, нетерпимостью и враждебностью к тем, кто имеет иные взгляды. Современные медицинские исследования, подтверждённые многолетней практикой, показывают, что состояние враждебности вызывает отчётливые физиологические изменения в организме того, кто подвержен такому состоянию. У таких людей в кровь выбрасывается значительно больше адреналина и норадреналина, чем у людей миролюбивых и терпимых. Под влиянием этих гормонов повышается кровяное давление, сужаются сосуды, возрастает частота сокращений сердечной мышцы, что может спровоцировать гипертонию. 
Помимо этого у склонных к враждебности и агрессии людей повышен и уровень кортизола, гормона, помогающего организму мобилизовать энергию в экстренных (стрессовых) ситуациях. Избыточность кортизола приводит к тому, что увеличивается содержание жирных кислот и холестерина в крови, а также повышается её свёртываемость, следствием чего могут быть проблемы сердечно-сосудистой системы – самой главной причины смертности (коронарная болезнь сердца, инфаркт, инсульт, тромбоз и др.). 
Кроме того, повышенный уровень кортизола провоцирует отложение проблемного жира в районе живота – подобные жировые отложения откладываются под мышцами, постепенно выталкивая живот вперед и придавая фигуре форму яблока (никого не напоминает?). Другим, но не последним, следствием избыточности кортизола является снижение уровня тестостерона, важнейшего мужского гормона.
Сегодня уже не секрет, что враждебность, злость, агрессия – не менее серьёзные факторы различных соматических заболеваний, чем курение, злоупотребление алкоголем, нездоровое питание, переедание и малоподвижный образ жизни. Всё это, по нашему мнению, может быть мощным предостерегающим фактором для тех, кто оказался в категории клириков типа «Д. Смирнов».

Однако только что перечисленное не является самой печальной перспективой для указанного типа православных клириков (и не только клириков). Куда более серьёзным для них предостережением являются слова Христа, обращённые к фарисеям: 
«Порождения змеиные, как можете вы говорить доброе, будучи злы? Чем полно сердце, то и выговаривают уста. Добрый человек из сокровищницы добра извлекает добро, а злой человек из сокровищницы зла извлекает зло. И говорю вам, что за каждое недолжное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда; так что твоими же словами  ты будешь оправдан, и твоими же словами будешь осужден» (Матфея 12:34-37) [15].


Список источников
1. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=E2S3YDYhh0.
2. Новый Завет. Псалтирь. Притчи: Современный русский перевод. – М.: Рос. Библейское о-во, 2011. – 672 с.
3. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=IWGPttGqBHo.
4. Игорь Лысенко, Фундаментализм как диагноз // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.23042, 10.02.2017. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001a/00171251.htm.
5. Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе / Пер. с англ. К. Семёнова. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 500 с.
6. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине // Человек. – 1997. – №3.
7. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2015/06/15/smirnov/.
8. Любарский К., Желудков С. С Богом или без Бога? // Наука и религия. – 1990. - №11. – с.4-7.
9. Поп-шоу // Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.silver.ru/events/Popshou/#popshow.
10. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей. – М.: Фонд имени Александра Меня, 1999. – 320 с.
11. Мень А. Радостная весть. Лекции. Выпуск 1. – М.: АО «Вита-центр», 1991. – 319 с.
12. Цвейг С. Новеллы. – Москва-Одесса: «Эльф» - «Два Слона», 1991. – 432 с.
13. Харьковская хроника трудов, событий и дел, посвящённых памяти отца Александра Меня / Сост. С.Б. Шоломова. – Выпуск 1. Изд. 2-е, исправленное. – Харьков, 2007. – 213 с.
14. Харьковская хроника трудов, событий и дел, посвящённых памяти отца Александра Меня / Сост. С.Б. Шоломова. – Выпуск 2. Изд. 2-е, исправленное. – Харьков, 2009. – 255 с.
15. Аверинцев С. Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы /  Пер. c древнегреч. и древнеевр. - Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. – К.: Дух і літера, 2004. – 488 с.



Игорь Лысенко, Протоиерей протоиерею рознь // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.23364, 14.05.2017


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Я и Отец - одно (Иоанна 17:11,21)

  https://www.youtube.com/watch?v=NYKS5zHdSHA