Скорее всего, читатель, стоящий на материалистических (атеистических) позициях, подобно Б. Расселу [2] и К. Ламонту [3], даст отрицательный ответ на вопрос, помещённый в заглавие статьи. В то же время, было бы ошибкой полагать, что все, стоящие на теистических позициях, положительно ответят на этот вопрос. Примером этого является сочинение адвентистского богослова С. Баккиоки «Бессмертие или воскресение». Очевидно, что ответ на этот вопрос определяется системой взглядов, которой придерживается человек, а сама эта система взглядов, если говорить о верующих людях, определяется интерпретацией Священного Писания, как вероучительного основания той или иной религиозной организации (церкви, конфессии, деноминации). В этой статье в качестве такого Священного Писания подразумевается Библия.
Рассматривая вынесенный в заглавие статьи вопрос, было бы правильным вначале определиться, что, согласно Библии, нужно понимать под словом «душа».
Начнём с такой цитаты специалиста по лингвистике: «Ветхий Завет определяет душу (др.-евр. nephesh) как жизненную основу и, следовательно, как неотъемлемую часть человеческого существования, не противопоставляет душу телу. В Ветхом Завете встречается упоминание о царстве мёртвых (Еккл 9, 5, 10), но о бессмертной душе речь не идёт. В Ветхом Завете, как и в первобытных представлениях, душа выступает как вполне материальная сущность, смертная и способная испытывать обычные физические потребности. Душа питается (неспособность души принимать пищу понимается как отклонение от нормы), тает от голода и жажды, сохнет и умирает (Иов 33, 20). В этом смысле "душа" - метонимическое обозначение человека. В Новом Завете душа начинает пониматься, как звено, связывающее человека с Богом, начало, возвышающее человека над миром, как высшая человеческая ценность (Мф 6, 25; 16, 26. Ин 12, 25 и др.)» [4].
Практически то же самое о душе говорится в Евангельском словаре библейского богословия: «Слово nepeš [нéфеш] в Ветхом Завете никогда не обозначает „бессмертную душу“, это просто жизненное начало или живое существо. Это можно видеть в стихах Быт. 1:20, 21, 24, где nepeš с прилагательным («живая») указывает на животных и переводится как „душа живая“. Тот же самый еврейский термин встречается затем в рассказе о сотворении человека в Быт. 2:7... Слово nepeš с прилагательным „мертвый“ означает мертвого человека, труп (Чис. 6:6). ... Еврейское мышление не допускает существование nepeš без тела. ... В Новом Завете слову nepeš соответствует слово psych [психé]» [5, c.294-295].
Таким образом, с точки зрения Библии, в особенности её ветхозаветной части, душа – это живое существо или жизнь живого существа. Например, в Библии (далее приводятся ссылки на библейские отрывки из Синодального перевода Библии) говорится, что душа может «умереть» (Числа 23:10; Иисус Навин 2:14; Судей 16:30; Псалом 32:19; 77:50; Иеремия 38:20; Иезекииль 18:4,20; Иакова 5:20; Откровение 12:11); она может «пожелать есть мясо» (Второзаконие 12:20), «отвращаться» от «любимой пищи» (Иов 33:20), быть «сытой» и «голодной» (Псалом 27:7); её можно «насыщать» (Исайя 58:11; Притчи 6:30; Екклесиаст 6:7), «напитать» (Иеремия 31:14), «изнурять постом» (Псалом 34:13); её можно «напоить» (Иеремия 31:25), она может «жаждать» (Исайя 28:9) и «томиться жаждой» (Притчи 25:25); она может быть «тощей» (Исайя 28:9); она может «наслаждаться» (Исайя 55:2); ей можно «выкопать яму» (Псалом 34:7), она может попасть в «сеть ловящих» (Псалом 123:7) и её можно «предать зверям» (Псалом 73:19); она может пострадать от «меча» (Псалом 21:21) и её может «пройти оружие» (Луки 2:35); её можно «полагать в руку» (Иов 13:14) и «выменять на товары» (Иезекииль 27:13); она может «делать какое-нибудь дело» (Левит 23:30).
Многие авторы указывают, что Библия говорит о человеческой личности, как о психофизическом (психосоматическом) единстве, подчёркивая целостную природу человека. Приведём некоторые цитаты на этот счёт.
Вот что пишет по этому поводу переводчица Нового Завета В.Н. Кузнецова: «Обычно в Новом Завете, как и всюду в Библии, душа – это жизнь, её вдохнул в человека Бог. Поэтому “тело” и “душа” – это не две части, из которых состоит человек, а две его стороны» [6, с.224].
А вот что говорит католический богослов К. Тролль: «Ни Ветхий ни Новый Завет не знают дуалистического разделения души и тела … Согласно Библии, человеческое существо есть тело, наделённое жизнью и духом. По древним библейским представлениям всё человеческое существо умирало или отправлялось в Шеол … Под влиянием греческой философии Платона (427-347 до Р.Х.) и Плотина (205-270) на христианское мышление в первые столетия христианской истории душе человека начинает уделяться особое внимание, в отрыве от человеческого тела. Платоническая концепция человека имела глубокое влияние на христианскую мысль вплоть до настоящего времени. Сегодня, под влиянием современной антропологии, просматривается тенденция возвращения к библейской концепции человека» [7, с.186-187].
Вот также цитаты из двух энциклопедий:
«Человек рассматривается в Библии как единое целое. Здесь ничего не говорится о бессмертной душе, запертой в тленное, греховное тело. ... Встречая в Ветхом Завете слово „душа“, мы должны понимать, что там оно означает всего человека. ... В Новом Завете слово „душа“ употребляется в сходном смысле и означает „человек“» [8, с.145].
«В[етхий] З[авет] не признает за д[ушой] самостоятельного существования вне тела. Ни один текст не говорит отчетливо о существовании д[уши] ни до рождения человека, ни после его смерти. ... Слова д[уша] и тело... [в Новом Завете] всегда обозначают не разные „части“ человека, а всего человека в его различных аспектах» [9].
Стоит отметить, что последняя цитата в отношении того, что душа и тело – это не две части человека, а два аспекта или две стороны единой в психофизическом отношении человеческой личности, совпадает со сказанным В.Н. Кузнецовой. И практически то же самое пишет С. Баккиоки в сочинении «Бессмертие или воскресение»: «Библейский взгляд на человеческую природу является холистическим, а не дуалистическим. Тело и душа, плоть и дух – это характеристики одной и той же личности, а не разъемные составляющие, которые «разъединяются» в момент смерти». И далее он замечает: «Деление на тело и душу уходит корнями в платонизм, а отнюдь не в библейское откровение».
Фактом является то, что учение о бессмертии души является вероучительной догмой в подавляющем большинстве христианских церквей, конфессий и деноминаций. Как так получилось?
Как следует из последней цитаты, дуалистическое представление о природе человека обязано своим существованием платонизму (об этом же пишет и К. Тролль – см. цитату выше). На это же указывают и многие другие авторы. Приведём некоторые высказывания по этому поводу.
Так, Б. Рассел в сочинении “Наука и религия” пишет: «У греков понятие “души” имело религиозное – хотя и нехристианское – происхождение. Оно возникло в учении пифагорейцев, веривших в переселение душ и стремившихся к истинному спасению, то есть к освобождению души от связи с материей, которая длится до тех пор, пока душа привязана к телу. От пифагорейцев эти представления перешли к Платону, а от Платона – к отцам церкви. Так учение о душе как о чём-то, что отличается от тела, стало частью христианской доктрины» [2, c.181].
Сделаем акцент на последнем утверждении о том, что представление о бессмертии души перешло «от Платона – к отцам церкви».
Отметим, что относительно аргументации Платона в пользу бессмертия души, на наш взгляд, хороший её разбор произведён в монографии Богомолова А.С. «Античная философия». Анализируя четыре довода Платона в пользу бессмертия души, автор констатирует, что «”доказательства” Платона логически несостоятельны», а также, что «во всех доказательствах бессмертия души больше благочестия, чем логики, больше веры, чем знания» [10, с.181]. А вот как оценивает аргументы Платона К. Ламонт: «Эти в высшей степени умозрительные и абстрактные рассуждения, которые едва понятны простому человеку, никогда не привлекали никого, за исключением небольшой группы людей, проводивших время в изощренных беседах. Но и этими последними такие аргументы воспринимались главным образом как род поэзии или как интересное философское упражнение. Маловероятно, чтобы «доказательства» бессмертия, содержащиеся в «Федоне» (во многих из которых с самого начала хитроумно предполагаются соответствующие выводы), когда-либо сами по себе заставили кого-нибудь поверить в потустороннюю жизнь» [3, c.171].
В труде Э. Ренана “Жизнь Иисуса” говорится: «Чуждаясь теории индивидуальных возмездий, которую распространяла Греция под видом учения о бессмертии души, Иудея сосредоточила на своём национальном будущем всю силу любви и желаний … Если бы Израиль обладал так называемой спиритуалистической доктриной, которая делит человека на две части, на тело и душу, и считает совершенно естественным, что душа продолжает жить в то время, как тело истлевает, то для такого приступа гнева и энергичного протеста [ввиду оккупации Израиля языческим завоевателями] не было бы ни почвы, ни оснований. Но такое учение, вышедшее из греческой философии, не согласовалось с традициями еврейской мысли. В древнееврейских книгах нет и следа воздаяний и кар в будущей жизни» [11, с. 38-39].
А в сочинени “Апостолы” Ренан пишет: «Вера в бессмертие души, сделавшаяся благодаря греческой философии, догматом христианства, позволяет легко относиться к своей смерти, так как, по этой гипотезе, распадение тела – не более как освобождение души, сбрасывающей стесняющие узы, без которых она может существовать. Но эта теория, по которой человек слагается из двух субстанций, не особенно ясно сознавалась евреями. Царство Божие и господство духа заключалось для них в полном преобразовании мира и в уничтожении смерти» [11, с. 219]. В том же труде, описывая первоначальное христианство, автор сообщает: «Так как секта была ещё молода и немногочисленна, то вопрос об умерших возник для неё лишь несколько позже. Впечатление, которое произвели первые кончины в рядах собратий, было странное. Явилось беспокойство об участи скончавшихся; задавали себе вопрос: неужели они будут менее счастливы, нежели те, которым суждено лицезреть пришествие Сына человеческого. Таким образом, создалось общее понятие о промежутке между смертью и воскресением как о некоторого рода пробеле в сознании умершего. Идея, изложенная в ”Федоне” [произведение Платона], что душа существует до и после смерти, что смерть есть благо, что она даже представляет собой по преимуществу философское состояние, ибо при этом душа вполне отделена от тела и свободна, – эта идея отнюдь не была усвоена первыми христианами. Скорее представляется, что человек без плоти для них не существовал. Такое познание господствовало долго и уступило место другому, только когда учение о бессмертии души, в смысле греческой философии, проникло в Церковь и, хорошо ли худо ли, скомбинировалось с христианским догматом о воскресении и всеобщем обновлении» [11, с. 257-258].
А упомянутый выше богослов С. Баккиоки в своём труде «Бессмертие или воскресение», ссылаясь на историков Церкви, пишет, что «дуалистический взгляд на человеческую природу и вера в отделение души от тела после смерти были привнесены в христианство отцами Церкви, находившимися под влиянием дуалистической философии Платона. Этим объясняется широкое распространение этих представлений в христианской Церкви, даже несмотря на то, что они чужды библейскому учению».
Отдельно упомянем о том, что, как указывают многие авторы, Ветхий Завет не содержит в себе учения о бессмертной душе.
Так, историк Э. Гиббон пишет: «Бессмертие души проповедовалось и с большим старанием, и с большим успехом в Индии, Ассирии, Египте и в Галлии… Казалось бы, что столь существенный для религии принцип мог быть поведан путём откровения избранному народу Палестины в самых ясных выражениях, и что он мог бы быть безопасно вверен наследственной священнической расе Аарона. Но мы должны преклоняться перед таинственными декретами Провидения, когда мы усматриваем, что учение о бессмертии души опущено в Моисеевом законе» [12, c. 32].
Также историк И.Р. Тантлевский указывает, что «не только идея загробного воздаяния, но даже само представление о возможности продолжения жизни в потустороннем мире практически отсутствует в Еврейской Библии (за исключением Ис. 26:19 и Дан. 12:2-3, 13, в которых содержатся указания на будущее телесное воскресение мертвых); соответствующие воззрения появляются в иудаизме лишь в эпоху эллинизма!». [13, с. 301]
В книге А. Меня “Сын человеческий” говорится: «Уверенность в том, что существует иная жизнь, которая продолжается после распада тела, была свойственна людям с глубокой древности … Ветхозаветная религия в этом смысле представляла собой исключение … Иудеи вынуждены были заимствовать понятие о загробном мире у других народов … Около IV века до н.э. он [Израиль] в первый раз услышал благовестие о вечной жизни. Но не ”бессмертие души” открылось ему, а грядущее возрождение, воскресение целокупного человека» [14, с. 59].
Стоит заметить, что, говоря о «целокупном человеке» А. Мень, по сути, выражает холистический взгляд на природу человеческой личности.
В своих «Статьях из философского словаря» Вольтер пишет: «… при Моисее евреи не имели ни малейшего представления о бессмертии души и иной жизни» [15, с. 623], а также: «Законы Моисея – это верно – не провозглашали существования загробной жизни, не угрожали наказанием после кончины, не учили древних евреев бессмертию души» [15, с. 642].
А в статье Ф. Энгельса “Бруно Бауэр и первоначальное христианство” говорится, что идея бессмертия души была «первоначально чуждой иудейству».
В связи с рассматриваемым вопросом также нужно заметить, что то, что смерть человека рассматривается в Библии как противоположность жизни (это видно из следующих библейских текстов: Второзаконие 30:15,19; 4 Царств 7:4; Псалом 6:6; Притчи 12:28, 14:27, 18:21; Исайя 38:18,19; Иеремия 8:3; Римлянам 6:23) и ассоциируется со сном (например, это видно из таких библейских текстов, как Иов 3:13; Псалом 12:4; Луки 8:52; Иоанна 11:11), также помогает понять, что после смерти человека его сознательная деятельность прекращается (Екклесиаст 9:5,10), а, следовательно, согласно Библии, не существует бессмертной души, покидающей тело и продолжающей существовать.
Возможно, сделанный вывод будет вызывать несогласие у некоторых читателей, но, как бы там ни было, исторические факты и сама Библия свидетельствуют в пользу того, что учение о бессмертии души не имеет библейского основания и стало вероучительным догматом подавляющего числа христианских церквей вследствие усвоения этой идеи «отцами церкви» от греческой философии (платонизма).
Список источников
1. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с.
2. Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения / Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1987. – 334 с.
3. Ламонт К. Иллюзия бессмертия / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1984. – 286 с.
4. Яковенко Е.Б. Библейский человек глазами лингвиста // Человек. – 2007. – №1. – с. 79–92.
5. Евангельский словарь библейского богословия. СПб., 2000.
6. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий. – М.: Фонд имени Александра Меня. Общедоступный православный университет, 2002. – 567 с.
7. Тролль К. Вопросы мусульман – ответы христиан / Пер. c нем. – К.: Дух i лiтера, 2011. – 280 с.
8. Библейская энциклопедия. М.: Российское библейское общество, 1996.
9. Католическая энциклопедия. М., 2002. Т. 1. Стб. 1729–1730.
10. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 367 с.
11. Жизнь Иисуса. Апостолы / Пер. с фр. Е.В. Святловского. – Мн.: Беларусь, 1991. – 492 с.
12. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В 7 т. Т. 2. М.: Терра, 1997.
13. Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого храма. – СПб.: Изд. СПб Университета, 2005.
14. Мень А. Сын человеческий. – М.: Изд. «Правда», 1991.
15. Вольтер. Философские сочинения / Пер. с франц. С.Я. Шеймана-Топштейна. – М.: Наука, 1998.
Лысенко Игорь Владимирович
1969 г.р., кандидат технических наук, доцент кафедры компьютерных систем и сетей Национального аэрокосмического университета им. М.Е. Жуковского (Харьков).
эл.адрес: Сigor.v.lysenko@gmail.com.
Оригинал статьи:
Комментариев нет:
Отправить комментарий