среда, 2 октября 2019 г.

В народном сознании Богоматерь является успокоительницей разгневанного бога



В честь грядущего праздника Покрова предлагаю немного порассуждать о т.н. мариологии в РПЦ.
Главным толчком к массовому и общецерковному почитанию Девы Марии дал третий вселенский собор. Однако, и до него отдельные отцы писали о Божьей Матери. Например, широко известно «Похвальное слово» Епифания Кипрского.
По мнению библеиста Глеба Ястребова, формирование культа Богородицы началось в послеапостолький период и было связано с переживанием чуда Божественного воплощения во Христе. Для вчерашнего язычника встреча со Христом была величайшим событием в жизни. И, естественно, человек не мог принять обыденность в биографии Иисуса. Для него и Сам Христос чудесен, и все, кто Его окружали, включая родственников. То есть для члена Церкви во II-III веке мать Иисуса не могла быть простой женщиной — чудо обязано было сопровождать и ее тоже. Здесь и начинается собственно восприятие Марии как особенной святой, как соучастницы жертвы Христа. Ради утверждения этой идеи даже пришлось использовать гностические апокрифические тексты в качестве источника сведений о биографии Богородицы, поскольку канонические Евангелия здесь очень скупы.

В ПЦ любят упрекать римо-католиков за догмат о «непорочном зачатии» — якобы они таким образом слишком возносят Богоматерь. А.И. Осипов даже высказывал предположение, что рано или поздно Рим станет называть Деву Марию соискупительницей.
Давайте теперь взглянем на публичную риторику православных проповедников.
Во-первых, в РПЦ любят повторять миф об «уделах Божьей Матери», среди которых, естественно, Россия — как самый дорогой и любимый. Кое-кто даже успел придумать байку про Дивеево в качестве очередного удела — получился удел в квадрате.
Во-вторых, огромное количество мифов о чудесных явлениях икон Богородицы в России, а также мифы об авторстве апостола Луки самых почитаемых икон — Владимирской, Казанской и т.п.
В-третьих, огромное количество посвященных Богородице храмов, написанных акафистов и служб в честь ее икон, память которых празднуется практически каждый день.
В-четвертых, сами тексты молитвословий заставляют задуматься о том, кто действительно является Богом и Спасителем в Православной Церкви. То, что в ПЦ к Богородице обращаются с просьбой «спаси нас» (в пику обращения к остальным святым — «молите Бога за нас») — уже говорит о многом. Так же знаменитая молитва «не имамы иныя помощи, не имамы иныя заступницы…» и ее различные вариации. Ну ладно — это тексты акафистов и частных молитв, но подобные и даже более «сильные» обращения есть и в публичных богослужебных текстах, например, текст богородична на воскресном седальне утрени 5 гласа:
Радуйся, гора святая и одним Богом проходимая! / Радуйся, одушевленный и не сгорающий терновый куст! / Радуйся, единственный для мира к Богу мост, / приводящий смертных к вечной жизни! / Радуйся, непорочная Отроковица, / не познав мужа родившая / Спасение душ наших!
Люди, знакомые с православными богослужебными текстами, знают, что подобных пассажей там не счесть. То есть по факту в Православии считают, что Божья Матерь — это посредница и ходатай между Богом и людьми. В то же время, как пишет апостол Павел, единственный ходатай и посредник — это Иисус Христос. Он — единственный спаситель и искупитель рода человеческого. Он — единственный, кто соединяет Бога и людей. Ставить на Его место кого-то другого — это хула на Евангелие и Христа.
Более того, в народном сознании Богоматерь является своего рода успокоительницей разгневанного и психованного бога. Согласно многим мифам, Иисус постоянно злится на людей за грехи и хочет их наказать, но Его каждый раз успокаивает мать. Таким образом в общественном сознании Богородица — защитница от «злого бога».
Насколько все это соотносится с Евангелием — каждый решает сам. Однако уж точно не стоит упрекать римо-католиков за чрезмерное возвышение Богоматери.

(Василий Сергеев)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Я и Отец - одно (Иоанна 17:11,21)

  https://www.youtube.com/watch?v=NYKS5zHdSHA