Фрагменты из книги протестантского историка М.В. Иванова «История христианства»
«Уже на границе I и II столетий происходит постепенное укрепление позиций глав общин, которых стали называть епископами – в отличие от пресвитеров, которых было несколько. Если в ранней церкви термины «епископ» и «пресвитер» являлись синонимичными, то в начале II века функции епископа (главы общины) и пресвитеров (остальных пастырей) стали различаться: полномочия епископа становились всё шире, тогда как пресвитеры с диаконами превращались в исполнителей распоряжений последнего. Постепенно епископы сконцентрировали в своих руках всю церковную власть и стали единоличными «правителями» общины. Такая система церковного управления получила название монархического епископата» (стр.20-21).
«Ещё одним новшеством, активно внедрившимся со II века, был пересмотр отношения к обрядовым установлениям христианства. Как известно, изначально оно придерживалось двух обязательных церемониалов: Водного Крещения и Вечери Господней. Христиане II и III веков также придерживались этой практики, однако отношение к этим установлениям кардинально изменилось.
Христиане I века делали упор на духовную сторону Христовых заповедей Крещения и Вечери, а внешние обрядовые атрибуты – воду, хлеб, вино – воспринимали символически. Христиане же II и III веков под влиянием языческой культурной среды стали воспринимать сами обряды и их внешние атрибуты как нечто таинственное мистическое. Постепенно за Крещением и Вечерей, а затем и за другими всё возраставшими в числе священнодействиями закрепилось название «таинств»… Вечеря Господня превратилась в особо таинственнее священнодействие, во время которого хлеб и вино, как стало принят считать, превращались в истинное Тело и Кровь Христовы, сохраняя лишь прежнюю видимость».
«Таким образом, многие общепринятые взгляды христиан II и особенно III веков уже не отражали чистоты евангельской веры и подчас начинали входить в противоречие со Священным Писанием» (стр.20).
Комментариев нет:
Отправить комментарий