вторник, 13 августа 2019 г.

Исаия 44:24, Евреям 1:10 и типология


В Исаия 44:24 говорится: "...Я Господь, который сотворил все, ОДИН распростер небеса и Своею силою разостлал землю" Как объяснить это место писания, если известно что Богу помогал всё творить Христос, то есть получается, что Бог НЕ ОДИН творил?

Сам Бог о себе через пророка Исаию сообщает: 

«… Я Иегова, распростер небеса Един, сам расстлал землю» (Исаия 44:24, ПАМ).

В другом месте подобное же говорится о Сыне Иеговы Иисусе: 
«О Сыне[Иисусе]…И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса-дело рук Твоих» (Евреям 1:10). 

Такое «противоречие» может навести на ряд вопросов. Например, является ли Иегова и Иисус одним лицом? Может ли быть два создателя? 

Рассмотрим обоснованность утверждения: «Раз Иегова в Ветхом Завете назван Творцом, а Иисус в Новом Завете, значит Иегова это Иисус». Для того чтобы это утверждение оказалось верным необходимо иметь полное тождество между Иеговой и Иисусом. Но уже пределах повествования Исаии мы видим явные различия между Иеговой и Иисусом. В Исаии 42:1 (смотри также 52:13) содержится пророчество на Иисуса. 
«Се (Иисус) раб Мой (Иеговы), которого я поддерживаю, избранный Мой, которого любит душа моя; Я (Иегова) возложил на Него Дух Мой, Он передаст народам закон» 
Этот текст показывает разницу между Иеговой и его сыном Иисусом. Бог называет Иисуса рабом-служителем, которого он использует в качестве своего представителя. 

Это обстоятельство, во-первых, показывает существование двух личностей, Иеговы и его сына Иисуса. Во-вторых, показывает в каких отношениях состоят эти личности. Иегова является Богом Всемогущим (Исаия 13:6). Иисус же - служитель Иеговы - Его Сын (Луки 1:32). 

Вернемся к нашим «Творцам». Почему Иисус, так же как и Иегова назван творцом? (Евреям 1:10) Может ли быть два творца? Как объяснить то, что автор письма к Евреям применил к сыну Бога те слова, которые изначально относились к Иегове? 

«В НЗ имеется ряд сопоставлений между различными событиями, лицами и институтами, описанными в ВЗ. Эти сопоставления обычно выражаются…средствами ТИПОЛОГИИ».2. 

Рассмотрим пару примеров, которые проиллюстрируют, что такое типология. 

В Малахия 4:5 мы читаем: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного». 

Кем оказался этот давно умерший пророк в НЗ? Иисус отвечает на этот вопрос в Матфея 17:12,13: 
«…но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». 
Здесь мы имеем исходное историческое событие (тип)3, выраженное в деятельности пророка Илии, который подготовил путь к пророческому служению другого великого пророка Елисея. Поскольку Иоанн Креститель выполнял подобную же функцию по отношению к Иисусу (Луки 1:13—17, 76), он послужил противотипом Илии. 


Следующий пример типологии показывает сходность замысла Бога и средства его достижения. Речь идет об Адаме как типе и его противотипе Иисусе. Адам стал ключевой фигурой в замысле Бога дать жизнь всему человечеству (Бытие 1:28, Луки 3:23:38). Иисус, противотип Адама, так как является тем через кого после грехопадения Бог имеет намерение дать то, что не смог дать «первый» Адам-жизнь вечную. Писание говорит: 
«Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам (Иисус) есть дух животворящий» (1 Коринфянам 15:45) 

Эти примеры показывают (Показывают ограниченно, так как типология является отдельной и довольно емкой темой представленной в Писании. Эти два примера не могут в полной мере освятить всю полноту предмета связанного с термином Типология) и, что те, кто писал и изрекал «Святое Слово», использовали типологию отчасти как средство объединения двух Заветов, методом заимствования у Типа общих черт, и перенос их на Противотип. 

Что же с нашей цитатой из Евреям 1:10? К Иисусу Павел поменяет цитату из Псалма 101:25-27 

"И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса-- дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся" (Евреям 1:10-12). 

Какие доводы мы можем привести в пользу того, что здесь такая же типология как и в предыдущих примерах? 

• Во-первых, Выше исследуя Исаию и его обращение к Творцу, мы выяснили, что Творцом является Иегова Бог. Творец Исаии имеет также своего «Раба» - Иисуса-который исполняет его волю. Мысль о подчиненности Христа Иегове мы также находим у писателя письма к Евреям. 
«Итак, святые братья, участники небесного призвания, задумайтесь об апостоле и первосвященнике, которого мы открыто признаём,— об Иисусе. Он был верен Тому, кто сделал его таковым, как был верен и Моисей во всём Его доме. Ибо он достоин большей славы, чем Моисей, так же как построивший дом удостаивается большей чести, чем сам дом. Ибо всякий дом строится кем-то, а построивший всё есть Бог. И Моисей был верен как слуга во всём Его доме во свидетельство о том, что должно было быть сказано позже, а Христос был верен как Сын, поставленный над домом Его. И мы — Его дом, если крепко держимся нашей свободы речи и надежды, которой хвалимся, и остаёмся в том непоколебимыми до конца» (Евреям 3:1–6) 
Павел говорит о Христе как об апостоле. В греческом языке слово ?postellw, от которого образовано слово ?p?stoloj, имеет идею того, что кто-то будет послан к каким либо поручением. Иисус служитель посланный Иеговой, чтобы исполнить Его волю (Ин 3:16). 

• Во-вторых, писавший к Евреям явно адресовал свое письмо к христианам из иудеев. Автор развивает тему превосходства христианства над иудаизмом.4 Поэтому типология в обращении к ВЗ, это тот метод который превалирует в его аргументации.5 

В восьмом стихе Павел цитирует Псалом 44:7, который изначально адресовался одному из царей Израиля, предположительно Соломону. Означает ли это что Иисус является Соломоном? Конечно нет! Но Павел усмотрел, что Иисус имеет ряд сходств с Израильским царем (смотри Псалом 44:5-8, 11 стихи), поэтому и использовал его противотипом Соломона. 

• В-третьих, Иисус в этом послании также является противотипом Иеговы в стихах с 10-12. Каким образом? Рассмотрение в контексте этого отрывка позволяет с уверенностью говорить об Иисусе как о личности, которая принимала участие вместе с Иеговой в акте творения. Самое первое упоминание об этом мы находим Бытие 1:26 
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». 
К кому, очевидно обратился Иегова с призывом «сотворим»? Поскольку Павел применяет к Иисусу то, что говорит Писание о Творце Иегове, то очевидно, что «сотворим» следует также отнести к Иисусу. Дальнейшие подробности мы находим в книге Притчей. В Притчи 8:22,30 Иисус олицетворение мудрости, является помощником Иеговы в акте творения: 
«Иегова имел Меня (Иисуса) в начале пути Своего, прежде творений Свих, искони…Тогда Я была у Него помощницею (искусным помощником, Современный перевод). 

В Иоанна 1:1-3 говорится, что все появилось «чрез Него (Иисуса)». А в письме Колосским христианам Павел об Иисусе говорит: 
«ибо Им (Иисусом в инструментальном смысле) создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,-- все Им и для Него (Иеговы) создано» (Колоссянам 1:16). 

Ну и последнее. Иегова является обладателем титулов, которые означают наивысшую степень сравнения. Один из таких титулов употреблен в книге Откровение в связи с творением. 
«И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откровени 4:8-11). 

Примечательно, что к Иисусу нигде и никогда не применяли подобные наивысшие титулы. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Иегова является Творцом как в смысле замысла так в смысле креаитвной деятельности. Иисус также является творцом, в том смысле, что является помощником Иеговы, тем, посредством кого Иегова осуществлял акт творения. 


Примечания:
1 ПАМ – перевод архимандрита Макария 

2 Словарь «Иисус и Евангелия»,Типология. 

3 «…исходные исторические события представляют собой тип, а последующее сходное с ним событие – это как бы противотип» «Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту НЗ» 

4 Брюс М. Мецгер. «Новый Завет. Контекст, формирование, содержание» 

5 Приведенный отрывок из Евреям 3:1–6 пример типологии где типом выступает Моисей противотипом Иисус. 

6 То что Иисус является инструментом творения видно также из письма Евреям 1:2 «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». В труде «Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту НЗ» о слове  (век) говорится: «Согласно раввинистическим трудам, это слово относится не только к периоду времени, но также к содержанию мира» вселенной.



(Джошуа Луганский)

1 комментарий:

Я и Отец - одно (Иоанна 17:11,21)

  https://www.youtube.com/watch?v=NYKS5zHdSHA