В начале книги Откровение истинный Бог лично засвидетельствовал свое авторство: «Я Альфа и Омега*… Тот, кто есть, был и придёт, Всемогущий». Подобные слова мы встречаем и в завершении книги: «Я Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец»#. (Откр. 1:8; 22:13) Альфа – это первая буква греческого алфавита, а омега – последняя; одна является началом, а вторая – концом греческого алфавита. Поэтому фразы «Альфа и Омега», «первый и последний», «начало и конец» являются параллелизмами и означают одно и то же. Особый интерес для нас представляет фраза «первый и последний», по двум причинам:
- Во-первых, Бог Иегова применяет ее к себе как в Откровении, так и в книге Исаии, и потому она служит своеобразной связующей нитью в Библии и помогает полнее узнать Бога. – Исаия 44:6; 48:12
- Во-вторых, эта фраза однократно применяется Иисусом Христом как составная часть собственного титула, в Откровении 1:17: «Я Первый и Последний и тот, кто живёт.»
Вполне резонно возникает ряд вопросов: в каком смысле Иегова «первый и последний»? Применяет ли Иисус эту фразу к себе в том же смысле, что и Бог, и делает ли это их одним лицом? При каком условии может существовать сразу несколько «первых и последних», и возможно ли дать этому разумное обоснование?
Начнем с того, что в обиходе фразеологизм «первый и последний» означает просто«единственный» (напр. «первый и последний раз», «первое и последнее предупреждение»). Это само по себе уже многое проясняет. Учитывая это основное значение, можно рассмотреть, когда и в каких обстоятельствах Иегова называет себя «первым и последним».
На каком религиозном и историческом фоне Иегова начинает особенно подчеркивать свою «единственность»? Как раз в той части пророчества Исаии, которая содержит весть для освобожденных из вавилонского плена иудеев – начиная с 40-й главы и дальше. Кому обязаны иудеи своим спасением? Кого они будут благодарить и восхвалять? Родившись и проведя всю жизнь в окружении почитателей халдейского пантеона, не переняли ли они религиозных понятий, принятых в Вавилоне, как некогда их праотцы вынесли из Египта культ золотого тельца? Что это были за понятия?
Поклонение Мардуку. Это было не просто поклонение отдельному богу. Как это часто бывает в политеистических религиях, Вавилонскими жрецами середины 1-го тысячелетия до н. э. все божества объявлялись воплощениями Мардука. Нинурта — Мардук земледелия, Нергал — Мардук войны, Забаба — Мардук рукопашной схватки, Энлиль — Мардук власти и совета, Син — Мардук, светило ночи, Шамаш — Мардук справедливости, Адад — Мардук дождей, и так далее... Культ Мардука был настолько сильным в Вавилоне, что даже Кир, покоритель Вавилона и освободитель иудеев, посчитал необходимым связать свой успех с поддержкой Мардука. Отчасти это было навязано Киру священниками Вавилона, которые провозгласили его освободителем, свергнувшим диктатуру Набонида. Кир был прежде всего политиком, а такой религиозный компромисс был очень выгодным политическим шагом. Вот что об этом сказано в Википедии:
В это время появился документ, написанный по-вавилонски и для вавилонян, — «Манифест Кира». Составили его проперсидски настроенные олигархи. В довольно пространном предисловии «Манифеста» живописуются «безобразия» Набонида и обиды, которые он причинил богу Мардуку, храму Эсагиле и Вавилону. Когда терпение бога Мардука иссякло, он отыскал Кира, царя Аншана, вручил ему власть над народами и, наконец, вверил его заботам Вавилон, народ которого встречал его с великой радостью как избавителя от нечестивого царя Набонида. власть Кира в Вавилоне не рассматривалась как чужеземное господство, так как он получил царство «из рук бога Мардука», исполнив древние священные церемонии.
Кир в «Манифесте» говорил:«... богов ... я вернул на их места и устроил их вечные жилища. Я собрал всех их людей и вернул в их селения. И богов Шумера и Аккада, которых Набонид во гневе владыки богов перенёс в Вавилон, по приказанию бога Мардука, великого господина, я благополучно поместил в их чертоги, жилище радости сердца».
Конечно, все эти религиозные церемонии не могли остаться незамеченными для иудеев, еще находившихся в то время в Вавилоне. В то же время, издавая указ об освобождении евреев и восстановлении храма, Кир выступает уже от имени Иеговы:
«Так говорит Кир, царь Персии: „Иегова, Бог небес, отдал мне все царства земли и велел мне построить ему дом в Иерусалиме, что в Иуде. Пусть с каждым из вас, кто принадлежит к его народу, будет его Бог. Пусть он идёт в Иерусалим, что в Иуде, и заново отстроит дом Иеговы, Бога Израиля, истинного Бога,— дом, который был в Иерусалиме. А жители тех мест, где живут оставшиеся переселенцы, пусть помогут им серебром, золотом, имуществом и домашними животными, а также добровольными приношениями для дома истинного Бога, который был в Иерусалиме“». - Ездра 1:2-4
Представь, какое замешательство могли вызвать эти противоречивые слова и действия Кира у некоторых духовно неутвержденных израильтян. Не могли ли некоторые их соседи считать Иегову очередным воплощением Мардука? Не могла ли у вавилонского иудея зародиться мысль, что Иегова и Мардук действуют заодно, поддерживая Кира, наказывая Вавилонских тиранов и даруя народам свободу? Были ли некоторые склонны рассматривать Иегову как Бога, принимающего новые и новые воплощения? Об этом нам неизвестно. Но Иегова задолго предвидел, что в это время его освобожденный народ будет нуждаться в особом напоминании о том, что Иегова один, что только он один предсказал освобождение, и только он сам спас свой народ.
Этой теме исключительности Иеговы почти полностью посвящены главы 40-52 книги Исаии. Учитывая описанный выше религиозный фон, станет проще понять, зачем и в каком смысле в этих главах Иегова говорит о себе как о «первом и последнем». Читая следующие цитаты, обратите внимание не только на эту фразу, но и на повторение слов «я тот же»:
«Кто действовал и сделал это, с самого начала вызывая поколения на свет? Я, Иегова, Первый, и с последними я такой же». – Исаия 41:4
«Вы мои свидетели,— говорит Иегова,— мой служитель, которого я избрал, чтобы вы знали меня и верили в меня и чтобы понимали, что я тот же. Прежде меня не существовало Бога, и после меня никого не было. Я, я Иегова, и нет спасителя кроме меня». «Я сказал, и спас, и сделал так, чтобы об этом услышали,когда между вами не было чужого бога. И вы мои свидетели,— говорит Иегова,— а я Бог. Я всегда тот же…» - Исаия 43:10-13
«Я первый, и я последний, и кроме меня нет Бога. Кто подобен мне? Пусть отзовётся. Пусть скажет мне и представит свои доказательства. Пусть они расскажут о том, что наступает, и о том, что произойдёт, как это делал я с тех пор, как основал древний народ. … Разве я с того времени не давал каждому из вас возможность услышать и не рассказывал? И вы мои свидетели. Разве существует Бог кроме меня? Нет другой Скалы, ни одной не знаю». – Исаия 44:6-8
«Я, Иегова, делаю всё. Я расправляю небеса и расстилаю землю. Кто был со мной?» - Исаия 44:24
(Киру) «Я Иегова, и другого нет. Нет Бога, кроме меня. Я укреплю тебя, хотя ты и не знаешь меня, чтобы от востока до запада знали, что нет никого, кроме меня. Я Иегова, и другого нет … Я, Иегова, делаю всё это». – Исаия 45:5-7; также стихи 18, 21
«И до вашей старости я тот же, и до ваших седин я буду поддерживать вас… Вспомните то, что было вначале, в древние времена, что я Бог и нет другого Бога, нет никого, подобного мне». – Исаия 46:4, 9
«Послушай меня, Иаков, и мой призванный, Израиль. Я тот же. Я первый, и я последний». – Исаия 48:12
Из прочитанного становится ясно, что Иегова «первый и последний» в прямом понимании этого оборота речи, то есть единственный. Кроме него нет истинного Бога. Не было до него, и не будет после, так как он вечен. Кроме того, с ним не было «чужого бога» ни при сотворении, ни при образовании народа Израиль, ни при высказывании пророчеств, ни при их исполнении. Но есть еще одна грань, которую помогает увидеть любопытная фраза «я тот же». Каково ее содержание?
«Я тот же», а буквально «Я - Он [самый]» - это перевод еврейского словосочетания ואני הוא(ani-hu), которое, хотя и не служит исключительно сакральным титулом, все-таки считалось иудеями одним из самоопределений Бога (2 Царей 2:14). Впервые сам Иегова называет себя так во Второзаконии 32:39, а затем многократно в Исаии, как раз в тех самых «утешительных» главах (41:4; 43:10, 13; 46:4; 48:12; 52:6). Что означают эти слова и какой дополнительный смысл они придают определению «первый и последний»?
«Это я сам», говорим мы с гордостью, показывая друзьям что-то созданное собственными руками. «Я тот самый, кого вы ждете», можем мы сказать незнакомому человеку, встречающему нас на вокзале. Очевидно, фраза ani-hu может иметь более чем одно значение. Но в узком контексте Исаии она, скорее всего, указывает на неизменность Бога, поэтому в НМ переводится "я тот же". Например, когда мы желаем отождествить себя с кем-то из памяти собеседника, мы можем сказать: «Он – это я, я – тот самый человек». Так и Иегова говорит: «Я, Спаситель – тот самый Бог, который это и предсказал, Я тот же, что и был. Это не два разных Бога».
Находясь в таком контексте, фраза «первый и последний» также может указывать на неизменность Бога. «Первый», то есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, бог Исхода и пророчеств – он же и «последний», Бог Выкупающий, Освободитель, руководивший Киром. То есть, не произошло никакой перемены Бога, он не стал новой инкарнацией, как это приписывалось Мардуку и другим ложным богам.
Да, кроме Иеговы нет, не было и не будет Бога, и сам Он никогда не будет другим Богом. Вот что должны были уяснить те, кому надлежало стать его свидетелями.
__________________________________________________
Вы мои свидетели,— говорит Иегова,— мой служитель, которого я избрал, чтобы вы знали меня и верили в меня и чтобы понимали, что я тот же. Прежде меня не существовало Бога, и после меня никого не было...
Я всегда тот же…
(Исаия 43:10-13)
__________________________________________________
Одновременное существование двух «первых и последних» возможно, если только речь идет о разных категориях - если они "первые и последние" в разных областях. Взять в пример семью: у женщины может быть одновременно «первый и последний» муж и «первый и последний» ребенок. Они совершенно мирно могут уживаться как в одном доме, так и в ее восприятии. Так и здесь: если Иегова «первый и последний» (единственный) Бог, то Иисус «первый и последний» (единородный) Сын.
Интересно, что в пользу именно такого понимания Откровения 1:17 говорит одна весьма авторитетная греческая рукопись, Александрийский кодекс, где вместо «Первый и Последний» мы читаем «Первенец и Последний». Похоже, ранние христиане рассматривали этот титул Иисуса скорее в смысле «единородный Сын», чем «единственный Бог». Но взглянем глубже. О чем говорит ближайший контекст?
«Я Первый и Последний и тот, кто живёт. Я был мёртв, но теперь живу во веки веков, и у меня есть ключи от смерти и гадеса». – Откровение 1:17, 18
Мы видим, что здесь титул «Первый и Последний» имеет определенные границы, находится в пределах темы смерти и воскресениия Христа Иисуса, как видно из 18 стиха. Христос стал первым из тех, кто был воскрешен во время первого воскресения, и последним, кого воскресил непосредственно Иегова Бог. Последующие участники этого воскресения будут воскрешены Богом через Христа, ведь ему вверены «ключи Гадеса». (Иоан. 6:40; 1 Кор. 6:14) Христос был первым плодом из тех, кто уснул смертным сном. (1 Кор. 15:20; Откр. 1:5) Примечательно, что когда титул «Первый и Последний» в очередной раз применяется к Иисусу в Откровении 2:8, это снова связано со смертью и воскресением. Когда же так говорится об Иегове, никакие смысловые рамки не устанавливаются.
Если кому-то покажется, что я был непоследователен, сначала истолковывая титул «Первый и Последний» как «единородный Сын», а затем как «единственный, воскрешенный самим Богом к духовной жизни», то поясню, что Библия проводит очень четкую параллель между сотворением Сына и его воскресением. Настолько четкую, что первое объяснение просто дополняет второе, а не заменяет. Обратите внимание, что пророческие слова из Псалма 2:7 - «Ты – сын мой, сегодня я стал твоим отцом», - апостолы последовательно применяют к воскресению Иисуса. (Деяния 13:33; Римлянам 1:4; Евреям 1:5; 5:5). Также рядом встречаются выражения «первенец из всего творения» и «первенец из мертвых». (Кол. 1:15-18) Получается, что Иисус одинаково является «Первым и Последним», сотворенным самим Иеговой, и «Первым и Последним», воскрешенным (сотворенным вновь) непосредственно Иеговой, или «единородным Сыном» по воскресению.
Рассматриваемый в таких смысловых рамках, титул Иисуса никак не противоречит Писанию и не находится в конфликте с верховным положением Иеговы как «Альфы и Омеги, первого и последнего» Бога.
______________________________________
* За доказательствами того, что титул "Альфа и Омега" применяется в Откровении только к Иегове, читатель может обратиться к книге "Рассуждение на основании Писаний", стр. 399, 400.
# Чтобы понять, что слова из Откровения 22:13 принадлежат Иегове, можно обратиться к рубрике "Вопросы читателей" в Watchtower 53 1/1 31
Оригинал статьи: https://bibleapology.blogspot.com/2012/05/blog-post.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий