Как мне представляется, в такой постановке данный вопрос вызовет у подавляющего большинства исповедующих христианство что-то вроде недоумения или удивления, поскольку большинство христианских церквей и конфессий исповедует веру в Бога в трёх лицах, или Троицу, где третьим лицом (ипостасью) Божества является Святой Дух (об истоках возникновения догмата о Троице см. статью [1]).
Надо признать, что немало мест Нового Завета говорит о Святом Духе так, как будто это личность, например, Святой Дух учит (Иоанна 14:26), говорит (Иоанна 16:13,14),свидетельствует (Иоанна 15:26; Евреям 10:15), оскорбляется (Евреям 10:29) и т.д.
В то же самое время, существует немало таких высказываний о действии Святого Духа, из которых никак не следует, что это личность. Например, Cвятой Дух:
- может жить в ком-либо (Римлянам 8:9,11; 1 Коринфянам 3:16; 6:19; 2 Тимофею 1:14);
- может раздаваться (Евреям 2:4; Числа 11: 25,28) или его можно давать (даровать) (Луки 11:13; Иоанна 3:34; Деяния 15:8; 1 Фессалоникийцам 4:8; Римлянам 5:5);
- может почивать на ком-либо (1 Петра 3:14; 1 Царств 16:13) или быть на ком-либо (Числа 11:17; Судей 11:29; 14:6,19; Исайя 42:1; 59:21; 61:1; Луки 2:25; 4:18);
- может изливаться на кого-либо (Исайя 44:3; Иоиль 2:28,29; Деяния10:45; Титу 3:6).
Кроме того:
- им можно помазывать (Деяния10:38) и исполняться (Михей 3:8; Луки 4:1; Деяния 2:4; 6:5; 9:17; 11:24; 13:9,52; Эфесянам 5:18);
- его можно принять (Иоанна 20:22) и иметь (1 Коринфянам 8:40);
- его можно вложить в сердце (Исайя 63:11);
- им можно молиться (Иуды 20).
Поэтому возникает вопрос: как это можно совместить и вообще Святой Дух – это Кто или что?
Целью данной статьи является показать, что представление о том, что Святой Дух является личностью, не имеет библейского основания, а, следовательно, и догмат о Троице также не имеет библейского основания. Стоит упомянуть, что от читателя данной статьи ожидается, что при её чтении он будет пользоваться Библией для прочтения упоминаемых мест Писания. Итак, что же убедило автора в сделанном заключении?
Первое. Согласно Библии, Святой Дух проявляет себя как действующая с определённой целью, созидающая и побуждающая сила, на что указывают такие места Священного Писания, как Михея 3:8; 1 Царств 10:6,10; Судей 13:25; 14:6,19; 15:14; Псалом 103:30; Матфея 12:18; Марка 12:36; 1 Фессалоникийцам 1:5. Например, в Судей 14:6 говорится о Самсоне: “Сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было”.
Иисус, будучи наделённый Духом Бога, совершал чудеса, в том числе и исцелял людей. Поэтому в Луки 5:17 cказано: “Сила Господня являлась в исцелении больных”.
Далее, нужно заметить, что выражение “разве умалился Дух Господень?” из Синодального перевода Михея 2:7 в переводе архимандрита Макария звучит как “неужели оскудел Дух Иеговы?”. Оскудеть, очевидно, может сила, а не личность.
В этой связи также хотелось бы обратить внимание на комментарии к некоторым местам Писания в Новой Женевской учебной Библии, а также в издании «Толковая Библия; или комментарии на все книги Св. Писания. Ветхого и Нового Завета» (Второе издание Института перевода Библии, Стокгольм, 1987).
Например, в комментарии к слову “сила” из Римлянам 1:16 в Новой Женевской учебной Библии записано: «сила. Возрождающее, изменяющее жизнь влияние евангельского слова обусловлено действием Духа Святого – силы Божией», а в комментарии к Матфея 12:31,31 говорится: «Кощунственную хулу на Святой Дух невозможно простить, поскольку она предполагает явное, осознанное, твёрдое отвержение той самой Силы, которая приводит к покаянию». В этом же издании в комментарии к выражению “найдет на тебя Дух Господень” из 1 Царств 10:6 записано: «Часто в В[етхом] З[авете] ниспослание Духа Божия означает, что Бог дает человеку силу для выполнения определенной задачи». Этот в свою очередь согласуется с комментарием к выражению «Дух Божий» из Бытие 41:38: «Дух Божий. Иосиф раскрыл египетскому царю намерения Господа (ст. 16), поэтому фараон признал в Иосифе действие Божией силы и благодати».
Что касается издания «Толковая Библия; или комментарии на все книги Св. Писания. Ветхого и Нового Завета» (Второе издание Института перевода Библии, Стокгольм, 1987), то в комментарии к выражению “умалился Дух Господень” из Михея 2:7 сказано: «Ложные пророки, спокойно смотря на безнравственность народа, объясняли постигающие его бедствия тем, что умалился Дух Иеговы, т.е. ослабла Его сила», а в комментарии к Евреям 9:14 говорится: «Выражение, что Христос “Духом Святым принёс Себя Непорочного Богу”, имеет в виду указать благодатное участие Духа Святого, как посредственной Божественной силы».
Далее, в этом же издании в комментарии к выражению “Дух Божий носился” из Бытие 1:2 говорится, что эти слова указывают на «участие в деле творения 3-го лица Св. Троицы, Духа Божия, являющего Собой ту зиждительно-промыслительную силу, которая, по общебиблейскому воззрению, обусловливает собой происхождение и существование всего мира». На мой взгляд, очень хорошо сказано о сущности Святого Духа, как о силе, однако, остаётся непонятным, причём здесь “3-е лицо Св. Троицы”?
В комментарии к Откровение 2:7 записано: «Сила, которая совершит эту великую метаморфозу во внутренней и внешней жизни народа, будет Дух, имеющий излиться на народ и страну его в чрезмерном изобилии с высоты. Этот Дух – обновляющий жизнь людей принцип, чудесная сила Божия».
В комментарии к выражению “Дух свыше” из Исайя 32:15 записано: «Св. Дух есть та сила, которая просвещала ветхозаветных пророков, Апостолов, а теперь самого Иоанна, а равно и вообще всякого верующего при усвоении откровения». А в комментариях к выражениям “Дух Святой” и “Сила Всевышнего” из Луки 1:35 говорится: «Нужно ли различать эти выражения? Одни толкователи считают оба выражения совершенно тождественными, видя здесь так называемый параллелизм членов. Другие же различают оба выражения и под Духом Святым разумеют 3-е лицо Св. Троицы, а под силою Всевышнего – 2-е лицо Св. Троицы – Сына Божия. Из этих двух мнений правильным следует признать первое, так как везде в Ветхом завете Дух Святой является источником Божественных сил, передаваемых людям. Здесь также о Духе Святом говорится и в отношении к Его очищающей силе, которая, конечно, является силою Божиею вообще (сила Всевышнего, т.е. Бога)».
Хотелось бы сказать несколько слов по поводу этого комментария. В нём, на мой взгляд, совершенно безосновательно утверждается о том, что «Дух Святый является источником божественных сил», так как используемый в этом тексте синонимический параллелизм указывает на то, что Дух Святой является самой этой божественной силой (а не её источником). Так, например, в комментарии современной российской библеистки В.Н.Кузнецовой на Евангелие от Луки содержится следующий комментарий к указанным выше словам из Луки 1:35: «Святой Дух (евр.руах, греч. пневма) – первоначально это слово означало движение воздуха, ветер, но затем появляется новое, переносное значение – «дыхание», жизненная сила … в Новом Завете это слово иногда также употребляется в значении дыхания Бога (см. 2 Фес. 2.8; ср. Ин 20.28) и дыхания жизни (Откр 11.11; 13.15). Но постепенно под Духом Святым начинает пониматься творческая сила и энергия Бога, способная творить и преображать, очищать и наделять людей особыми дарами (см., например, 1 Кор 12.4, 7-11). Сила Всевышнего – то же, что Божий Дух … Первые две строчки представляют собой так называемый синонимический параллелизм. Это типичный приём еврейской поэзии» [2].
Относительно синонимического параллелизма библеист Генри А. Верклер пишет:«Еврейская поэзия характеризуется не звуковой рифмой, а смысловой - параллелизмом… Еврейский параллелизм может быть разделен на три вида: синонимический, антитетический и синтетический. При синонимическом параллелизме вторая строфа стиха повторяет содержание первой строфы, но другими словами. Например, Пс. 102,10: "Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам"» [3].
Важно отметить, что точно такая же конструкция (синонимический параллелизм) в связи с Божьим Духом используется в Иов 33:4, где в Синодальном переводе Библии записано: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь», т.е. Божий Дух или Святой Дух есть не что иное, как «дыхание Вседержителя», но никак не личность, а действующая сила Бога. Также в этой связи стоит заметить, что в комментарии к Луки 1:35 в Смысловом переводе Библии говорится об Иисусе, что «Он был рождён силою Всевышнего, от Духа Его», что также свидетельствует в пользу сделанного вывода.
Также интересно заметить, что А. Мень, придерживавшийся учения о Троице и, соответственно, считавший Святой Дух личностью, в своей книге «Радостная весть» пишет: «Дух Божий – это Сила Божия, она преображает человека, она делает его способным осуществлять то, что в обычном состоянии он осуществить не способен» [4].
Заведующий кафедрой библеистики Российского православного университета Д.В. Щедровицкий, обсуждая Бытие 1:1, пишет: «Дух Божий, т.е. творящая сила, изшедшая из недр, “из уст” Творца создала вселенную» [5], а на с. 30 этого же труда в данной связи записано: «Дух Божий, Его дыхание и присутствие – <руах>. В отличие от описанного ранее вещества, – “земли”, “бездны”, это – сила творящая, гармонирующая направляющая, это – воля Бога, образующего вещественный мир по своему усмотрению».
Немецкий профессор К. Тролль, исповедующий догмат о Троице, пишет: «Дух снова и снова упоминается в Ветхом Завете, чтобы подчеркнуть творящую силу Божию – Его “дыхание жизни”» [6].
Также в комментарии к сочинению известного психоаналитика К.Г. Юнга под названием «Попытка психологического толкования догмата о Троице» в одном украиноязычном издании говорится, что в Ветхом Завете «дух розуміється скоріше у формі “сили”, що відходить від Бога, ніж у якості іпостасі» (на русском это, очевидно, звучит так: «дух представляется скорее в форме “силы”, которая исходит от Бога, нежели в качестве ипостаси») [7]. Такая же мысль выражена в издании «Православный Катехизис»: «В Ветхом Завете Святой Дух не проявляется ипостасно, лично, но как Божественная Сила» [8].
Также в издании «Жив Бог. Православный катехизис» говорится: «… в Ветхом Завете Дух, не являя Себя ещё ясно как Лицо, исходит от самого Бога как Его дыхание…» [9], а также: «Дух Божий – это животворящее дыханье Божье». Подобным образом в комментарии к словам “Духа Твоего Святого не отними от меня” из Псалом 50:13 в Новой Женевской учебной Библии записано: «Как и другие положения христианского вероучения, идея ипостасности Святого Духа присутствует в ВЗ лишь в виде намёка, слабого ещё прозрения».
Итак, как бы ни старались те, кто придерживается учения о Боге в трёх лицах, считать Святой Дух третьим лицом Божества, но даже и они в своих комментариях указывают на Святой Дух как на действующую силу Бога. Тем более это справедливо в отношении противников догмата о Троице. Так, например, в книге «Троица. Самообман христианства» говорится: «В обоих Заветах термин “Святой Дух” описывает творящую и вдохновляющую энергию Бога … Тот факт, что слова “дух” и “дыхание” на иврите и на греческом языке являются одним и тем же словом, указывает на корневое значение слова “дух” – Божья созидательная сила, энергия, стоящая за его словами» [10].
Второе. То обстоятельство, что во многих стихах Нового Завета о Святом Духе говорится как о ком-то, не означает, что речь в данном случае идёт о личности, поскольку в Библии также персонифицируются явно не личности, например: “смерть царствовала” и “грех царствовал” (Римлянам 5:17,21); “вода и кровь свидетельствуют” (1 Иоанна 5:8); у премудрости есть “чада” (Луки 7:35); дела могут “благословлять Господа” (Псалом 102:22); Аваддон и смерть “говорят” (Иов 28:22); у ненасытимости “две дочери” (Притчи 30:15); “голос крови” может “вопить” (Бытие 4:10); преисподняя, земля и огонь могут “говорить” (Притчи 30:16) и т.д. Примечательно в этой связи то, в комментарии к словам “в Духе Святом” из 2 Коринфянам 6:6 в Новой Женевской учебной Библии записано: «Сила Духа Святого явственна в служении Павла: она сообщала убедительность его проповеди, обличала неверующих во грехе, подавала духовные дары». Как можно видеть, сила может “сообщать”, “обличать”, т.е. делать то, что, по сути, должно исходить от личности. Поэтому нет никаких препятствий в том, чтобы видеть в Святом Духе не личность в связи с употреблением по отношению к Святому Духу таких выражений, которые обычно ассоциируются с личностями.
Третье. Ещё один аргумент в пользу того, что Святой Дух не является личностью, заключается в том, что в Библии есть места, где Святой Дух упоминается среди других безличных сущностей, например, в Деяния 13:52 говорится: «а ученики исполнялись радости и Духа Святого» (см. также Деяния 6:3,5; 11:24; 2 Коринфянам 6:4–6; 1 Фессалоникийцам 1:5; Исход 35:31).
Четвёртое. А что думал о Святом Духе сам Иисус, называя его “Утешителем” (Иоанна 14:26; 15:26)? Считал ли Иисус его третьим лицом Божества? В Библии нет и намёка на то, чтобы Иисус относился к Святому Духу подобным образом. Например, в Иоанна 14:1 Иисус говорит: “Веруйте в Бога и в Меня веруйте”. Во-первых, из этих слов видно, что под Богом Иисус подразумевал Своего Отца и таким образом отличал себя от Бога, а, во-вторых, где здесь указание на то, чтобы “веровать в Святой Дух”?. Так, французский историк религии XIX века Эрнест Ренан пишет: «Для Иисуса Дух Святой не отделялся от понятия вдохновения, постоянно исходившего от Бога Отца» [11].
Далее, если сопоставить записанное в Матфея 12:28 (“Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие”) и Луки 11:20 (“Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие”), то разве можно из этих слов Христа заключить, что Он считал Святой Дух личностью? Так, в некоторых переводах выражение “перстом Божиим” из Луки 11:20 передаётся как “силой Бога”, например, Современный перевод: “Я же пользуюсь только силой, исходящей от Бога, чтобы изгонять бесов …”; перевод В.Н. Кузнецовой: “А если я силой Божьей изгоняю бесов …”. Подобным образом в Деяния 6:5 есть выражение “исполненный веры и Духа Святого”, а в Деяния 6:8 – “исполненный веры и силы”.
Подобным образом, Когда Иоанн Креститель говорил об Иисусе, что “Он будет крестить вас Духом Святым” (Марка 1:8), имел ли он в виду, что Святой Дух – это личность и третье лицо Божества? Очевидно, что нет. В противном случае стоило бы ожидать, что Иоанн Креститель высказался бы несколько иначе.
Пятое. Стоит обратить внимание на первую часть 49-го стиха из 24-ой главы Евангелия от Луки, а также на параллельные места Писания, чтобы определить, какое событие имел в виду Иисус. А теперь можно посмотреть, каким образом выражение “Я пошлю обетование Отца Моего на вас” из Синодального перевода Луки 24:49 звучит в других переводах.
Перевод В.Н. Кузнецовой: “И вот, Я посылаю вам то, что обещал Мой Отец”.
Перевод епископа Кассиана: “И вот, Я посылаю обещанное Отцом Моим на вас”.
Перевод «Слово Жизни»: “Я же пошлю обещанное Моим Отцом”.
Современный перевод: “Я посылаю вам обещанное Отцом Моим”.
Восстановительный перевод: “И вот, Я посылаю обещанное Моим Отцом на вас”, а в комментарии к этим словам записано: «Имеется в виду обещание, данное в Иоиль 2:28-29 и исполненное в день Пятидесятницы (Деян. 1:4-5,8; 2:1-4,16-18). В нём говорилось о том, что Дух как сила свыше будет излит для служения верующих в домостроительном аспекте». (Здесь можно также заметить, что о Святом Духе речь идёт как о силе.)
Разве можно называть Божественную личность словом “обещанное”?
Шестое. То, что Святой Дух не является Божественной личностью (ипостасью) в триедином Боге, видно из следующих рассуждений. Для того чтобы совместить представление о Божественности Иисуса с отсутствием знания Им “дня” и “часа” суда в соответствии с Марка 13:32, прибегают к аргументу, который выражен в комментарии к этому стихи в Новой Женевской учебной Библии: «Во время земной жизни Иисуса в человеческой плоти Его знание ограничено». В связи с этим, однако, возникает вопрос: если причиной незнания Иисусом “дня” и “часа” суда является Его пребывание в «человеческой плоти», то, если Святой Дух – личность, почему он (Святой Дух) не знает “дня” и “часа”, ведь ему ни в кого не нужно воплощаться? А Иисус недвусмысленно указал на то, что знает “только Отец”.
То же самое можно сказать и в отношении записанного в Луки 10:22. Из слов Иисуса о том, что “кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец не знает никто, кроме Сына”, видно, что Святой Дух – это не Божественная личность, поскольку в противном случае Иисус не был бы столь категоричен в своём высказывании, что “не знает никто” (иными словами, если бы Иисус считал Святой Дух личностью, равной Себе и Отцу, то вряд ли бы он исключил его из числа тех, кто не знает “кто есть Сын”).
Седьмое. В Библии о Святом Духе часто идёт речь, как о чём-то, принадлежащим Богу, а не являющемся третьей ипостасью Божества. Так, в Писании о Святом Духе говорится, как о Духе Бога, Духе Божием, Духе Господнем (Неемия 9:30; Судей 3:10; 13:25; 14:6,19; 15:14; 1 Царств 10:6,10; 19:20; 2 Царств 23:2; 3 Царств 18:12; 4 Царств 2:16; 2 Паралипоменон 18:23; 20:14; 24:20; 138:7; 142:10; Иезекииль 11:5; Исайя 40:13; 42:1; 48:16; 12:28; Деяния 5:9; Римлянам 8:14;15:6,19; 1 Коринфянам 2:11,12; 2 Коринфянам 3:3,17; 1 Иоанна 4:2), Духе Отца (Матфея 10:20).
Восьмое. Существует ещё одно обстоятельство, позволяющее утверждать, что Святой Дух не является личностью триединого Божества – это ситуации, когда о чём-либо в Библии упоминается в связи с Богом и Христом, но это не касается Святого Духа.
Так, например:
1) мы находим призыв к тому, чтобы любить Бога (Матфея 22:37; 1 Иоанна 4:19) и любить Иисуса (1 Коринфянам 16:22), но нигде в Библии не идёт речь о любви к Святому Духу. Кроме того, в Библии ясно говорится о любви Отца к Сыну (Иоанна 3:35) и любви Сына к Отцу (Иоанна 14:31), но нигде в Писании не идёт речь о любви Отца или Сына к Святому Духу и наоборот;
2) упоминается о вере в Бога (1 Фессалоникийцам 1:8) и вере в Христа (Деяния 16:31; 20:21; 24:24; Галатам 2:20; Колоссянам 1:4; 2:5; Иакова 2:1), но нигде в Библии не идёт речь о вере в Святой Дух. Можно, конечно, попытаться возразить, что верить в Бога – это значит верить, в том числе, и в Святой Дух, поскольку Бог триедин. Однако такой аргумент нельзя считать серьёзным, поскольку записанное в Иоанна 14:1 ясно говорит о вере в Бога и вере в Его Сына, т.е., если под Богом подразумевать триединое Божество, то упоминание о вере в Его Сына, как части триединого Бога, в этой ситуации было бы излишним;
3) говорится о служении Богу и Иисусу Христу (Римлянам 14:18; 15:16; 1 Коринфянам 7:35; Колоссянам 3:24), но нигде не говорится о служении Святому Духу.
Девятое. Выражение “приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите” из Синодального перевода Деяния 2:33 в переводе В.Н. Кузнецовой звучит как “получивший от Отца обещанный дар – Святой Дух, излил его на нас”. Итак, отсюда видно, что речь идёт об излитии Святого Духа. Но стоит заметить, что апостол Пётр говорит “излил то”, “а не излил Кого”, а это указывает на то, что для апостола Петра Святой Дух не был личностью. Также в комментарии к Евреям 6:4 в Восстановительном переводе Библии о Святом Духе говорится, как о чём-то, а не о ком-то: «Святой Дух – это то, что Бог в Своём благовестии обещал дать человеку».
Десятое. Записанное в 1 Тимофею 5:21 также указывает на то, что Святой Дух не является личностью и частью триединого Божества, поскольку, если бы Святой Дух был Богом, то как объяснить то обстоятельство, что в побуждении апостола Павла Тимофею “сохранить сие без предубеждения” отсутствует упоминание о Святом Духе, в то время как наряду с Богом и Христом упоминаются “избранные Ангелы”? Такая же самая ситуация имеет место и в Луки 9:26, где упоминаются “Сын Человеческий”, “Отец” и “святые Ангелы”, но почему-то не упоминается Святой Дух. Также в Откровение 3:5приводятся слова Иисуса, выcказанные им в отношении его преданных последователей: “исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его”, и снова здесь упоминается Отец и Ангелы, но нет упоминания о Святом Духе, что довольно-таки странно, если Святой Дух – это третья ипостась Божества.
Одиннадцатое. Если Бог является триединым, то в таких стихах, как Откровение 11:15, 12:10; 1 Фессалоникийцам 3:11; 1 Иоанна 2:22–24; 2 Иоанна 9, просто напрашивается упоминание о Святом Духе, однако его там нет. В этой же связи, если Святой Дух – это равноправная во всех отношениях с Отцом и Сыном личность триединого Божества, то не кажется ли странным отсутствие упоминания о нём:
1) в пожелании апостола Павла “благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа”, записанном в 1 Коринфянам 1:3; 2 Коринфянам 1:2; Галатам 1:3;
2) в завещании апостола Павла Тимофею из 1 Тимофею 6:13 (“пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе…”) и 2 Тимофею 4:1 (“итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых…”);
3) в словах апостола Павла “но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им” из (1 Коринфянам 8:6). Интересно отметить, что, касательно данного библейского стиха, в переводе Нового Завета Рафаила Турконяка на украинском языке в конце этого стиха добавлена взятая в скобки фраза “I один Святий Дух, у Якому – все; i ми є в Ньому” (по-русски: “И один Святой Дух, в Котором – все; и мы – в Нём”). Как видно, этот переводчик чувствовал, что в связи с догматом о Троице упоминание здесь о Святом Духе не просто уместно, а необходимо, что и попытался воплотить, несмотря на отсутствие этих слов в оригинальном тексте Нового Завета.
4) в Матфея 10:33 (“а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным”) и Матфея 10:40 (“Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня”);
5) в Иоанна 16:32 (“Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною”)? Как видно, говоря, что Он не один, Иисус упоминает только Своего Отца, но не упоминает Святого Духа.
Двенадцатое. По-видимому, один из самых часто выдвигаемых аргументов в поддержку представления о Святом Духе, как Боге, – это сопоставление записанного в Деяния 5:3 (“Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?”) и Деяния 5:4 (“Ты солгал не человекам, а Богу”). Но действительно ли правомерен вывод из этих стихов о том, что Святой Дух – это Бог? Во-первых, стоит обратить внимание на комментарий к Деяния 5:3 в ранее упоминавшемся издании «Толковая Библия; или комментарии на все книги Св. Писания. Ветхого и Нового Завета» Там говорится: «Утаение цены земли здесь трактуется, как ложь Святому Духу, потому что Пётр и прочие Апостолы, как представители Церкви, были по преимуществу носители и органы Духа Святого, действовавшего в Церкви». Подобным образом в издании итальянского Францисканского движения «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в русском переводе с параллельными местами и приложениями» (Изд.-во «Жизнь с Богом», 206, Avenue de la Couronne, Bruxelles, 1990), в котором поддерживается учение о Троице, в комментарии к Деяния 5:3 записано: «Апостолы с Петром во главе – представители Бога на земле в деле вечного спасения людей; поэтому солгать им равносильно попытке обмануть Бога».
Примечательным в этих комментариях является то, что сами издатели, верящие в Бога в трёх лицах, не пытаются устанавливать связь между выражением “солгать Святому Духу” из 3-го стиха и выражением “солгал не человекам, а Богу” из 4-го стиха. И это характеризует объективность их подхода, поскольку, как видно из контекста описываемых в 5-ой главе Деяний событий, говоря эти слова, апостол Пётр совершенно не ставил перед собой задачу обосновать Божественность Святого Духа. Кроме того то, что для апостола Петра Святой Дух не был Богом и, следовательно, личностью, видно из его высказывания, записанного в Деяния 15:8 (“и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам”), где Пётр ясно отличает “Сердцеведа Бога” от Святого Духа.
А что говорят историки религии в связи с обсуждаемым вопросом?
В труде А. Донини «У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана)» говорится: «Функция третьего лица, духа божьего, ещё не была достаточно продумана собравшимися в Никее [на I Вселенском соборе в 325 г.] отцами. О ней заговорили лишь позднее, на II вселенском соборе 381 г.» [12]. Это в свою очередь согласуется со сказанным в труде Алистера Мак-Грата “Введение в христианское богословие”, где в разделе “Спор о божественности Святого Духа” записано: «Ранняя Церковь оказалась в затруднении по поводу Святого Духа и не смогла достаточно разработать эту область доктрины … Признание полной божественности Святого Духа произошло на относительно поздней стадии развития патристического богословия» [13].
Таким образом, первым христианам не было присуще представление о Святом Духе, как личности – третьей ипостаси Божества, как не было им присуще и представление о Боге как Троице.
Список источников
1. Игорь Лысенко, Об истоках учения о Троице // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.18438, 12.01.2014.
2. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий. – М.: Фонд имени Александра Меня. Общедоступный православный университет, 2004. – с.37-38.
3. Генри А. Верклер. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии, c.67-68.
4. Мень А. Радостная весть. Лекции. Выпуск 1. – М.: «ВИТА-ЦЕНТР», 1991, с. 151.
5. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Том I. Книга Бытия. – М: «Теревинф», 1994. – c.14.
6. Кристиан Тролль. Вопросы мусульман – ответы христиан. / Пер. с нем.– К.: “Дух и лiтера”, 2011. – с. 101.
7. Лубський В.І., Предко О.І. Психологія релігії: Підручник і хрестоматія. – Ч.1.: Київ: «Центр учбової літератури», 2004 - с. 113.
8. Православный Катихизис (Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)). – М.: Изд.-во Московского Патриархата, 1990. – с.38
9. Жив Бог. Православный катехизис. Под ред. протоирея К.Фотиева. Париж – 1979, Лондон – 1989, 1990, Москва – 1991, с.271,273.
10. Баззард Э.Ф., Хантинг Ч.Ф. Учение о Троице. Самообман Христианства / Пер. с англ.– Львов: “Афиша”, 2003. – с. 249-250.
11. Ренан Э. Жизнь Иисуса. Апостолы / Пер. с фр. Е.В. Святловского. – Мн.: Беларусь, 1991. – с.145.
12. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) / Пер. с итал. – М.: Политиздат, 1989. – с. 248.
13. Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие / Пер. с англ.– Одесса: “Богомыслие”, 1998. – с. 252.
Игорь Лысенко, Святой Дух – Кто или что?
// «Академия Тринитаризма»,
М., Эл № 77-6567, публ.18503, 10.02.2014
КОГДА ФАРИСЕИ СПРАШИВАЛИ КАКОЙ ОН СИЛОЙ ЭТО ДЕЛАЕТ. ИИСУС ОТВЕЧАЯ ИМ ГОВОРИЛ О ХУЛЕ НА СВЯТОЙ ДУХ. ИИСУС ГОВОРИЛ О СИЛЕ БОГА. А НЕ О ЛИЧНОСТИ. И НИ ГДЕ НЕ ПИШИТСЯ В БИБЛИИ ЧТОБЫ ИИСУС МОЛИЛСЯ СВЯТОМУ ДУХУ КАК ЛИЧНОСТИ. ОН ВСЕГДА МОЛИЛСЯ ИЕГОВЕ. ОН ГОВОРИЛ ОБ ИМЕНИ БОГА. ИЕГОВЕ!!!!!!!!! . ДА И НИ КТО НИ КОГДА ИЗ ИЗРАИЛЬТЯН НЕ ЗНАЛИ ЛИЧНОСТЬ СВЯТОЙ ДУХ. И НЕ МОЛИЛИСЬ ЕМУ. ОНИ ВСЕГДА МОЛИЛИСЬ ТОЛЬКО ИЕГОВЕ.
ОтветитьУдалить