среда, 3 июля 2019 г.

Кому молились и кого «призывали» ранние христиане?




Из письма Римлянам 10:12, 13 видно, что спасение зависит от того, призываем ли мы имя Иеговы (сравни Рм 3:29, 30). Если говорить о молитве, то для христиан с самого начала было привычно молиться Богу, Отцу Иисуса (Деян 4:24–30), в том числе о спасении (Рим 10:1, 2) и продвижении благой вести (Рм 1:9; 15:30).

Что касается Иисуса, то о нем неоднократно говорится как о том, чье имя* «призывали» верующие (Деян 9:14, 21; 1 Кр 1:2). Некоторым кажется, что речь идет о молитве. Так ли это?
Рассмотрим Деяния 22:16: «Итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав [ἐπικαλεσάμενος] имя Господа (Иисуса)» (СП; в более точных переводах — «…имя Его», но ясно, что речь идет об Иисусе).

Использованный здесь глагол эпикалео, переведенный русским «призывать», имеет значение гораздо шире, чем «молиться», и может вообще не подразумевать молитву. Калькируя с греческого, мы получим слово «называть», и, если бы переводчики использовали такой дословный перевод, они бы исключили любые недоразумения. Согласитесь, что глагол «называть» гораздо меньше ассоциируется с молитвой, чем «призывать».**

В каком же смысле христиане «называли имя (Иисуса)»? В Деяния 22:16 это прямо связывается с крещением, и многие библеисты считают, что подразумевается некая ритуальная формула исповедания веры в Иисуса перед крещением (см. комментарии Джеймисона-Фоссета-Брауна, Барнза, Гилла и др.). Например, это могла быть фраза «во имя Иисуса Христа» (Деян 2:38) или «Иисус есть Господь!» (Рм 10:9; 1 Кр 12:3; сравни Матфея 28:19). Так новообращенный «устами исповедовал [веру в Иисуса] ко спасению» (Рм 10:10). Интересно, что у современных Свидетелей Иеговы есть подобный обычай, когда они перед крещением привселюдно отвечают на два вопроса, выражая в том числе веру в Иисуса как искупителя.

В других случаях смысл фразы «называть… имя» Иисуса мог быть еще шире. Возьмем Деяния 9:14, 21. Здесь сказано, что Савл преследовал «называющих [ἐπικαλουμένους] имя» Иисуса. Мы знаем, что христиан начали преследовать не за молитвы, а за то, что они «говорили об имени сем» и учили от этого имени (Деян 4:13, 14).

Естественно, имя Иисуса также «называлось» в любой молитве христиан к Богу, так как все молитвы произносились «во имя» Иисуса (Иоанна 16:23, 24).

Итак, можно заключить, что «призывать/называть» имя Иисуса означало не молиться ему, а с верой упоминать его при крещении, во время проповеди и произнося молитвы «во имя» его. В подтверждение можно привести комментарий The Interpreters Bible, где говорится, что выражение «призывать имя Господа нашего... означает, скорее, не молиться ему, а признавать его господство».
_____________________________________________

* Здесь важно упомянуть, что в контексте данной темы «имя» чаще всего означает не имя собственное «Иисус», а власть и положение (Сын Бога, Христос, Господь и т. д.), а оборот «во имя…» можно иначе выразить так: «на основании веры в…», «признавая положение…»

** В некоторых контекстах значение эпикалео — «взывать о защите к власть имущему», как в Деян 7:59 (объяснение этого стиха см. здесь). Учитывая, что в Римлянам 10:13 используется форма того же глагола, все сказанное в настоящей статье должно влиять на понимание того, что значит «призывать имя Иеговы».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Я и Отец - одно (Иоанна 17:11,21)

  https://www.youtube.com/watch?v=NYKS5zHdSHA