среда, 24 июля 2019 г.

Одобряет ли Бог использование изображений в поклонении ему?



#Диалог.

-Правильно ли использовать изображения в религиозной практике?

-Если под религиозной практикой понимать использование карт, иллюстраций, при изучении Библии или разговорах о Боге, то почему нет. Если же изображению или какому-либо предмету оказывается честь или поклонение, которые по праву должны воздаваться Богу, то это идолопоклонство - грех. Многое об отношении Бога к использованию изображений в поклонении можно определить, прочитав одну из десяти заповедей.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...(Исход 20:4,5).

Оговоримся, что "не делай...никакого изображения" не накладывает запрет на художественное или декоративное рисование. Например, Бог сам повелел  вышить херувимов на завесе скинии. Речь идёт об изготовлении  изображений именно с целью поклонения. Это видно из фразы "не поклоняйся им и не служи им".
Но самое главное, что очевиден не только запрет на изготовление изображений с целью использования в поклонении, но и дается его обоснование: "Я...Бог ревнитель." Знать и понимать мотив запрета также очень важно. Именно понимание мотива помогает определить во многих случаях должным ли образом используется изображение в поклонении. Очень трудно встретить человека, который бы поклонялся и служил именно изображению. Но зато часто изображению приписывается спасительная, сохраняющая, защищающая, целительная и т.п. силы. Также изображению может оказываться честь, которую люди должны воздавать Богу. Понимание того, что такое использование изображений может вызвать ревность Бога помогает отвергнуть его, как неприемлемое.

- Я думаю, что эта заповедь из Декалога запрещает делать изображения только ложных Богов. Это видно из контекста. В Исход 20:3 сказано: "да не будет у тебя других богов пред лицем Моим."  Другими словами речь идёт о запрете делать и использовать изображения богов и кумиров других  народов и только.


-Я понял Вашу мысль. Такое деление на наших и не наших кумиров даст обоснование изготовлению и почитанию христианских кумиров и Бога-Христа, как принято считать.

Хм... Перечитал эти стихи много раз. Где Вы видите разделение по принципу наши - не наши (еврейские - нееврейские)? Я вижу принцип  разделения: Я - другие боги.

Давайте ещё раз вместе. Исход 20:3 сказано: "да не будет у тебя других богов пред лицем Моим." Т.е. Я - Иегова буду у тебя Богом. А других богов у тебя "да не будет"! То есть вообще! Только Я один! Ни там наших, ни там не наших... Вообще, чтоб никаких кроме меня!


Далее в Исход 20:4,5, как Вы правильно заметили продолжение: "Не делай себе кумира и никакого изображения... не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель..."


Опять ничего про наших и не наших не сказано. Сказано "никакого" нельзя делать. Максимум из этих стихов можно было бы вывести то, что можно рисовать Иегову. Мол Бог только Он и мол подразумевается, что не делайте изображений других богов, кроме Него. Может кто-то так и подумал в древнем Израиле, так как Бог дополнительно оговорил своё отношение к попыткам или желаниям изобразить самого Иегову. Читаем во Второзаконие глава 4:

15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня,
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину...

Получаем, что всех кроме него богов и кумиров Иегова запретил рисовать и использовать для поклонения и себя тоже запретил рисовать. Вообще всех запретил! Потому что Его нарисовать невозможно в принципе, а к другим Он ревнует.


- Но разве Сын Единородный не явил нам Отца видимым образом? Разве не написано в Иоанна 1:18: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил." Мы принимаем Божество Христа, который есть образ невидимого Бога и которого мы можем изобразить в отличие от Бога Отца.

- Ну как с Вами не согласиться? Конечно Христос явил нам Отца и он есть образ Бога невидимого. Вот только, как это нам поможет обойти запрет делать изображения для поклонения из Исход 20:3-5? 


Нет, я понимаю, что стало возможным технически изобразить Бога, если допустить, что Христос и есть Бог. Но ведь тот невидимый Бог, которого явил нам Мессия таки против изображений в поклонении. Так и осталось,  что "никаких" изображений не делайте. Очень важно получить конкретный Божий закон об изготовлении изображений, а не прийти самим к выводам, основанным на сложных умозаключениях. А то запрет делать  есть и он такой конкретный. А разрешения нет, есть только человеческие хитросплетения мысли. Я бы не рискнул на них полагаться и пойти против закона, данного самим Иеговой. Или я что-то пропустил и Христос отменил заповедь Отца об изображениях и ввел иконопочитание? 

Если бы Христос учил этому своих учеников, то мы бы не только смогли прочитать в Библии об этом важном нововведении, но и имели бы сегодня иконы Христа, сделанные апостолами или другими его последователями. А так получаем, что мы даже не знаем, как выглядел Христос. Мы вот говорим о том, что стало возможным изобразить Иисуса, так как его видели. Да вот, что-то не догадался никто! И получаем, что опять-таки невозможно. Слишком много столетий прошло со дней Христа, когда церкви решили делать его иконы. Вот и выдумывают разные художники разные образы, а мифологи - разные чудеса о явлении образа Христа в каком-нибудь чуде.

Да и еще. Вы вот пытаетесь дать обоснование иконопочитания. Но пока привели свои доводы только в отношении икон Иисуса. Я думаю, что не открою Вам глаза, если скажу, что Иконы Христа далеко не единственные, а порой и не самые популярные.


-Библия содержит много примеров почитания материальных святынь. Вспомните, как Царь Давид поклонялся храму: "А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем." (Пс. 5:8)

 Многие праведники поднимали руки в сторону храма:
 "Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему"(Пс. 27:2). 

Интересен пример царя Езекии, когда он повелевал народу: «Пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме» (4 Цар. 18:22). Видите не "пред Богом", а именно "пред жертвенником"

Об Иисусе Навине читаем: "Иисус разодрал одежды свои и пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израиля, и посыпали прахом головы свои. И сказал Иисус: о, Господи Владыка" (Ис. Нав. 7:6).

То есть все основания для христианского иконопочитания.

-Нет, ну места Писания замечательные и очень даже относятся к нашей теме, но вывод, Вами сделанный, весьма спорен.

Очень хорошо, что Вы привели места Писания именно из Ветхого Завета. Давид, Езекия, Иисус Навин смогли проявлять подобающее уважение к материальным святыням в полном согласии с заповедью из Исход 20:3-5, под которой находились непосредственно. И в этом они могут стать для нас примером. Очень важно заметить, что эти праведники проявляли особое почтение к святыням, которые повелел сделать лично Бог. Храм, скиния, жертвенник были сделаны по прямому указанию Бога и обозначали Его присутствие в этом месте.Такое почтение к присутствию Бога выражал Моисей даже перед кустом, сняв с себя обувь, потому что в кусте тогда явился ему Бог. И народ Бога на горе Синай, когда Бог являл себя там. Естественно, такие почтительные действия уместны, а иногда и необходимы.

Но это никак не отменяло запрет на изготовление изображений кумиров из Исход 20:4,5!

Ну не делали они себе иконы храма, скинии, жертвенника, горящего куста. Ни делали они изображений Авраама, Исаака, Иакова, Иова, Моисея. Не украшали их, не вешали в храме или в доме. Не объявляли их чудотворными. Не считалось, что вот именно это изображение Иова чудотворное, а вот это  нет. Вот это изображение матери Авраама лечит от бесплодия и т. п.. Не молились перед изображениями храма. Не просили умерших праотцов перед их иконами походатайствовать за них перед Богом. Ну нет этого в Библии. Заповедь из Исход запрещала им делать изображения для использования в поклонении. Вот и не делали они. А Вы так просто взяли, привели эти места Писания и экстраполировали на современное иконоизготовление. 


Разве сегодня мы обладаем иконой, которую повелел сделать Бог и, которая является символом его присутствия? Нет, сегодня мы по прежнему обладаем лишь запретом делать иконы, так как Руководящий совет христиан первого века подтвердил непреложность и неизменность дохристианских принципов, касающихся идолопоклонства для всех христиан, в том числе и для христиан из не еврейского народа таких, как мы с Вами. (книга Деяния 15 глава).


-  Но я исхожу из логики, что раз материальные святыни почитались в прошлом, то почему в новозаветной практике мы вдруг должны взять и перестать это делать?

- Я понял Вас и ответил, что уважение к местам присутствия Бога не отменяло запрета на изготовление икон в прошлом и уж тем более не разрешает его в наше время. Перечитайте ещё раз мой ответ выше.

Более того у нас есть все основания считать, что практика истинного поклонения Богу не должна была сохранить в себе связь с материальными святынями при переходе от старого к новому завету.

Вспомните проповедь Иисуса самаритянке. У ее народа была своя материальная святыня, у израильтян своя - храм Иеговы в Иерусалиме. Она говорит Иисусу:

"Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме."

Что же ответит ей Господь? Читаем в Иоанна 4:21,23,24:
"Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине."

Я так понимаю, что наш Господь сказал о том, что вообще не будет привязки к материальным святым местам в истинном поклонении.

2 комментария:

  1. Очень радует положительный стиль изложения.

    "Но самое главное, что очевиден не только запрет на изготовление изображений с целью использования в поклонении, но и дается его обоснование: "Я...Бог ревнитель." Знать и понимать мотив запрета также очень важно."
    Следующий наглядный пример помогает понять чувства Бога. Представим, что жена нашла у своего мужа в портмоне фотографию незнакомой ей женщины. Она спрашивает мужа:
    - Кто это? Твоя любовница?
    На что муж невозмутимо отвечает:
    - Ну что ты! Это совершенно незнакомая женщина и она мне безразлична.
    - Тогда почему её фотография у тебя в портмоне?
    - Просто когда я смотрю на неё, я вспоминаю тебя, моя дорогая.
    Очень маловероятно, что такой ответ успокоет жену. Она чувствует ревность не потому что существуют другие женщины, а потому что её муж уделяет кому-то неподобающее внимание. То же самое чувствует наш Бог.

    ОтветитьУдалить
  2. Когда Бог давал повеления о поклонении, Он нигде не указал способ поклонения Ему посредством картин и изваяний.Нигде вы в Библии не найдёте указаний Бога об этом.

    ОтветитьУдалить

Я и Отец - одно (Иоанна 17:11,21)

  https://www.youtube.com/watch?v=NYKS5zHdSHA