Очевидно, что своим происхождением понятие «духовность» обязано имеющему много значений понятию «дух». Одно из очевидных его значений – некий нематериальный (нефизический) аспект реальности. Так, в Библии говорится, что «Бог есть дух» (Евангелие от Иоанна 4:24, Синодальный перевод).). Применительно к человеку слово «дух» может означать преобладающую в нём настроенность ума, мышления, мотивирующую его к совершению (или несовершению) тех тили иных поступков (например, можно говорить о «духе патриотизма», «духе национализма» или «духе вседозволенности»).
Что же сегодня чаще всего вкладывается в понятие духовности? Ответить на этот вопрос будет проще, если обратиться к противоположному по смыслу понятию – недуховности. Недуховность обычно ассоциируется с сосредоточенностью исключительно на проявлениях материального (физического или, даже точнее, физиологического) аспекта существования (еда и питьё, сон, удовлетворение сексуальных потребностей и др.) и безразличию ко всему, что выходит за эти пределы. Поэтому человека, живо интересующегося искусством в разных его проявлениях (живопись, театр, музыка) и литературой, тем более способного производить некий продукт интеллектуального творчества и ставящего материальное на второй план, часто считают человеком духовным.
Однако такое представление о духовности вряд ли можно считать полным, поскольку на вопрос о том, можно ли считать духовным нацистского начальника концентрационного лагеря, отлично разбирающегося в классической немецкой философии и литературе и являющегося восторженным почитателем музыкального творчества Баха, Гайдна и Вагнера, хочется верить, что подавляющее большинство людей ответит отрицательно. Иными словами, духовность должна включать в себя нравственную составляющую.
В качестве иллюстрации сказанного напрашивается пример Альберта Эйнштейна, современники которого говорят о том, что его образ жизни если и не был аскетическим, то, по крайней мере, отличался в высшей степени умеренностью. Так, когда близкого Эйнштейну физика Л. Инфельда спросили, «почему Эйнштейн не стрижёт волос, носит какую-тот немыслимую куртку, не надевает носков, подтяжек, пояса, галстука, Инфельд объяснил это стремлением освободиться от повседневных забот». Буквально Инфельд сказал: «Ограничивая свои потребности до минимума, он стремился расширить свою независимость, свою свободу» [1].
Сам знаменитый учёный писал: «Идеалы, которые освещали мне путь и время от времени придавали отваги, чтобы бодро принимать жизнь как она есть, – это Истина, Добро и Красота. Жизнь казалась бы мне пустой, не ощущай я общности с обладателями похожего мировоззрения, искателями объективного, вечного и недостижимого в сфере искусства и научных исследований. Банальные цели человеческих стремлений – собственность, внешний успех, роскошь – всегда представлялись мне презренными».
Однако и даже такое представление о духовности, включающееся в себя уравновешенное отношение к материальному, глубокий интерес к творениям человеческого интеллекта и творчества, а также моральный компонент, является отличным от духовности в библейском контексте.
Вначале следует отметить, что в Библии имеет место чёткое противопоставление между духовным человеком и недуховным (последний при этом именуется физическим, природным или плотским) и результатом его жизни:
- «Природный человек не принимает того, что исходит от Духа, ведь для него это глупость, и он не способен это познать, потому что об этом можно судить с помощью Духа. А духовный человек судит обо всём, но о нём никто судить не может» (1 Послание Коринфянам 2:14-15; здесь и далее цитаты из Библии приводится из её Современного русского перевода, изданного Российским Библейским Обществом в 2011 году [2]).
- «Кто живёт согласно своей плотской природе, живёт устремлениями этой природы; кто живёт согласно Духу – устремлениями Духа. Жить устремлениями собственной природы означает смерть, а устремлениями Духа - жизнь и мир. Итак, человек, живущий устремлениями собственной природы, враждебен Богу: он не подчиняется закону Бога, да и не может ему подчиниться» (Послание Римлянам 8:5-7)
- «Что человек посеет, то он и пожнёт! Сеющий в угоду своей плотской природе пожнёт с неё гибель; сеющий для Духа пожнёт от Духа вечную жизнь» (Послание Галатам 6:7-8)
Итак, согласно Библии, отличительными чертами духовного человека от недуховного является его способность воспринимать руководство Божьего духа, а также устремлённость его мыслей на то, что связано с исполнением воли Бога без зацикливания на материальном (физическом) аспекте существования.
Но что же такое Божий дух, лежащий в основе понятия духовности?
Как замечает современная переводчица Нового Завета В.Н. Кузнецова, под святым духом понимается «творческая сила и энергия Бога, способная творить и преображать, очищать и наделять людей особыми дарами» [3].
Признаки человека, которого можно назвать духовным, определяются проявляемыми им качествами, составляющими основу его личности. В Библии такие качества называются плодом духа:
«Плод Духа – любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой» (Послание Галатам 5:22-23).
Стоит обратить внимание на то, что на первом месте среди составляющих плода духа стоит любовь. В греческом языке, на котором писались новозаветные книги, есть четыре слова, которые на русский язык переводятся словом «любовь»:
1. Эрос – чувственная любовь между мужчиной и женщиной.
2. Сторге – естественная привязанность, которую испытывают друг к другу члены семьи и родственники.
3. Филиа – описывает преданную привязанность, которую человек испытывает по отношению к близкому другу.
4. Агапе – любовь, основанная на принципах.
Вот как любовь определяется в Библии:
«Если я владею языками людей и даже ангелов, но любви у меня нет – только меди звон и литавр грохот. Если у меня есть дар пророчества, или мне доступны всякие тайны и всякое знание, или у меня такая вера, что я могу горы передвигать горы, а любви нет, – я ничто. И если я раздам бедным всё, чем владею, и даже тело своё отдам на сожжение, а любви у меня нет, – ничто мне не поможет. Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла. Любовь не радуется злу, она радуется правде. Она всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит. Любовь никогда не пройдёт» (1 Послание Коринфянам 13:1-8).
Так, библеист Уильям Баркли следующим образом комментирует употребление слова "агапе" в Библии:
"Агапе – греческое слово – величайшая из христианских добродетелей, собственно, непереводимо. Его подменное значение – непобедимая благожелательность. Человек, которому свойственна агапе, независимо от того, как будут поступать по отношению к нему или говорить о нем другие, будет желать им только добра. Он не будет резким, не будет злопамятным, мстительным; он никогда не даст волю ненависти; он никогда не откажется простить. Это действительно такая любовь, которая требует и берет всего человека. Обычная любовь – это чувство, против которого мы бессильны. Любовь к нашим близким и дорогим – чисто инстинктивное чувство. Любовь мужчины к девушке тоже не контролируемое разумом чувство. Такая обычная любовь исходит от сердца; но совершенно очевидно, что христианское чувство любви есть результат воли. Это победа над собой, в результате которой в нас развивается чувство душевной заботливости о других людях".
К сказанному можно добавить, что любовь ("агапе") – это такая жизненная позиция, когда человек нацелен на то, чтобы больше давать, чем получать, иными словами, растрачивать себя для других. Это не только и не столько проявление доброты, когда мы видим того, кто нуждается в помощи, а когда мы ищем возможности применить наши время, силы и средства для помощи другим, это всегда самоотверженность. Так поступал Иисус Христос и этого Он ожидает от своих последователей:
«Люби ближнего, как самого себя» (Евангелие от Матфея 22:39).
Любовь – это когда человек делает добро, внутренне побуждаемый к этому, когда он не может мириться с дисгармонией и его сердце сжимается при виде страданий других, когда он старается изыскивать возможности, чтобы привносить в мир гармонию, в том числе, чтобы облегчить страдания других в той степени, в какой ему позволяют обстоятельства, уповая при этом на Божью помощь ибо, согласно Библии, «Бог – это любовь» (1 Послание Иоанна 4:8,16).
Очевидно, что наше время характеризуется катастрофическим недостатком любви, о чём предсказывалось в Библии: «Из-за того что умножится зло, у многих остынет любовь» (Евангелие от Матфея 24:11). Это иллюстрируется массой фактов. Например, в США вторая причина детской смертности – это насилие над детьми, а в России ежегодно в результате насилия в семье погибает около 14 000 женщин. Ежедневно в мире по причинам, связанным с недоеданием, умирает около 40 000 детей (давайте вдумаемся в это число!), при том, что колоссальные средства тратятся на аморальные и низкопробные развлечения, производство вооружения, киноиндустрию, продуцирующую насилие, оккультизм, сексуальную безнравственность (в том числе и в виде мерзкой порнографии, доход от которой по некоторым оценкам составляет колоссальную сумму – 100 миллиардов долларов в год), поощряющую развитие духа гордости, эгоизма и непокорности, жажду накопительства и т.д.
Так, ирландский писатель и философ К.С. Льюис пишет:
«Если вы посмотрите, в каком состоянии находится сейчас мир, то вам станет совершенно ясно, что человечество где-то совершило серьёзную ошибку. Мы идём не по той дороге. А раз так, то надо как можно скорее вернуться назад» [4].
Вот каким образом в Библии пророчески сообщается о том, какие качества будут преобладать у людей в современном обществе:
«В последние дни наступят тяжкие времена. Люди будут любить только себя и деньги, будут хвастливы, заносчивы, грубы, непочтительны к родителям, неблагодарны, в душе у них не будет ничего святого. Это будут люди бессердечные, безжалостные, клеветники, несдержанные, жестокие, враги добра, предатели, необузданные, чванливые, они будут любить удовольствия больше, чем Бога, будут держаться внешней набожности, но откажутся от её внутреннего смысла» (2 Послание Тимофею 3:1-5).
Возвращаясь к понятию духовности в библейском контексте, ещё раз подчеркнём, что истинная духовность связана с готовностью отзываться на Божье руководство и применять Его законы и принципы, содержащиеся в Священном Писании, Библии, которое вдохновлено Богом:
«Всякое Писание боговдохновенно: оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью, так что слуга Божий всем снабжён и подготовлен к любому доброму делу» (2 Послание Тимофею 3:16-17).
Список источников
1. Кузнецов Б.Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1979. – с.256.
2. Новый Завет. Псалтирь. Притчи: Современный русский перевод. – М.: Рос. Библейское о-во, 2011. – 672 с.
3. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий. – М.: Фонд имени Александра Меня. Общедоступный православный университет, 2004. – с.38.
4. Л. Льюис К.С. Просто христианство. – К.: Дом надежды, 2005.
(Игорь Лысенко)
(Игорь Лысенко)
Оригинал статьи: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001a/00171205.htm
Духовность определяется также тем, что духовный человек имеет неприодолимое стремление познавать Бога Отца и Сына Божьего через Слово Божье, согласно молитве Мессии-Христа "Отче ... да знают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобой Иисуса Христа" (Ин. 17:1-3), которое преувалирует над всеми прочими жизненными наклонностями и интересами человека, как плотскими так и интеллектуально-душевными. Неудержимое стремление познания Бога, движимое желанием достижения с Божественной помощью Его полноты совершенства и святости, согласно наставлению Бога: будьте святы, потому что Я свят (1Петра 1:15) а также наставлению Сына Божьего: будьте совершенны как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5:48) и Его просьбе: освяти их истиною Твоею; Слово Твое есть истина (Ин. 17:17), с целью уподобления Богу Отцу и Его Сыну, согласно Божьего изначального намерения: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26) есть истинная духовность, приводящая к духовному единству, или единству в Духе, человека с Богом по слову Господню: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17:21) , подобному единству Сына Божьего с Богом Отцом: Я и Отец - одно (Ин. 10:30). Таковая духовность подкрепляемая верой и пребывающим Божьим Духом позволяет духовному человеку, странствующему в этом мире греха, совершать победное шествие в нем, наполняет миром, радостью, беспредельным доверием Богу и Его Слову и непременно множится благостными плодами веры и Духа, вкусить которые появляется у всякого труждающегося и обремененного, которые встречается ему на жизненном пути.
ОтветитьУдалить